«Трещины» (2009)
«Innocence isn’t lost. It’s taken»
(слоган фильма)
«— Самое главное в жизни — это желание! Вы можете достичь всего, чего хотите. Перед вами лежит целый мир. Нет ничего невозможного для вас, девочки мои. Единственное, что требуется, это просто пожелать. У вас есть желание?!
— Да, мисс Джи!
— Если у вас есть желание, ничто не станет на вашем пути. Цельтесь высоко!»
(цитата из фильма)
Человеческим особям, внезапно для себя попавшим в трудные или даже порой невыносимые условия, свойственно сбиваться в плотные стайки по психологическому или фенотипическому родству. Само собой, внутри такого новообразования моментально устанавливается внутренняя иерархия, вырабатываются правила приёма новых членов и изгнания проштрафившихся участников, формируется свод пусть и неписанных, но непреложных законов. Все из нас проходили обряды посвящения в пионеры или знакомство с коллективом на новой работе, так что успели побывать с обеих сторон этой невидимой, но очень прочной баррикады отторжения нового и преклонения перед имеющимся.
Кодекс таких обособленных групп людей может очень сильно разниться по степени человеколюбия, и далеко не факт, что правила той же армии или тюрьмы окажутся жёстче законов подростковых групп по интересам. Мне кажется, тут всё будет зависеть от личности лидера этой группы, степени его или её эмпатии и желания превратить жизнь человеческую в филиал ада. Одни вожаки стремятся к созиданию и дарят всем окружающим маленькие радости общения, вроде простого и незатейливого пузырька духов для отчаянно желающей выглядеть взрослой девчонки. Жизнь других изломана и лжива, и эту свою боль они незамедлительно экстраполируют на всех вокруг под предлогом праведности страданий. По их уверениям, всё на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек, чтобы был грустен и растерян, а утешение находил лишь в преклонении перед личностью лидера.
Хотя и в этих скованных патологической болью обществах порой встречаются находки, использование которых в нормально эволюционирующем сообществе нормально и обоснованно. Вот представьте — вам нужно презентовать свою личность группе людей, но для этого вы можете использовать лишь пять любых характеристик, не больше и не меньше. Следует при этом помнить, что выставленная вами на всеобщее обозрение пятёрка признаков непременно станет предметом обсуждения, а возможно и объектом вожделения кого-то из рецензентов. Нетривиальная задача, верно? Понятно, что многие люди даже не станут заморачиваться с выбором или обдумыванием подходящих для демонстрации признаков, но тут-то разговор идёт о желающих развиваться и умеющих думать существах.
А каково приходится, к примеру, уверенному в собственном величии лидеру, позиции которого внезапно стали шаткими под давлением новичка? Уверен, что в таком случае непогрешимость будет отброшена за ненадобностью, а в ход пойдут все доступные средства для устранения возникшей угрозы. Намазанные ядом трусы противника, банальный шантаж и дискредитация врага в глазах собственного электората, привлечение подчинённых к публичным расправам над выскочками с целью замазать всех и вся кровью и страхом — о, этот список можно продолжать ещё долго! Корона на голове очень быстро пускает корни в головной мозг носителя, а затем и прорастает подобием заострённых рогов, становясь и средством обороны трона, и пожизненной меткой тирана.
Тридцатые или сороковые года прошлого столетия, элитная английская школа-интернат для девочек. Группа подростков до умопомрачения увлечена нырянием с вышки, но на самом деле истинным предметом девичьих обожания и любви является их наставница, таинственная и ужасно красивая мисс Джи. Она рассказывает замечательные истории о кругосветных путешествиях, она прекрасно понимает чувства и желания этих уже не девочек и ещё не девушек, она одновременно является их кумиром и предводительницей. Ну вот сами посудите — разве можно с другими учительницами купаться голышом под лунным светом? А вот с мисс Джи ещё как можно!
Появление в школе новой воспитанницы, прекрасной испанки Фиаммы, становится переломным судеб многих девчонок моментом. Мисс Джи немедленно увлекается Фиаммой и оказывает ей неоднозначные знаки внимания, что заставляет люто ревновать Дай, бывшую фаворитку учительницы. Фиамма выросла в обеспеченной семье, успела посмотреть мир и набраться впечатлений, которых лишены воспитанницы интерната, поэтому она закономерно становится изгоем в сформировавшейся компании — она другая, её настоящая жизнь уже началась. Больше всего девушка хочет вернуться домой, но и другие девчонки тоже хотят домой, просто для них возможностей вырваться из этого заточения не так уж и много.
Столкновение характеров неизбежно, и оно происходит. С точки зрения психологии отношений, Фиамма страдает самым большим грехом по отношению к ближним — она умеет говорить людям то, что они понимают с первого раза. Рассказы мисс Джи вызывают у неё лишь презрительную ухмылку, а подчиняться правилам коллектива девчонок она согласна лишь с оговорками и внеся нужные ей правки. Сильная личность, красивая как внешне, так и внутри, способная даже собственный недуг обратить в подобие некоей фишки — ну как такое не уничтожить от греха подальше, верно ведь? При наличии навыка словоблудия этот деструктивный акт можно даже преподнести под соусом заботы о ближнем: вдруг на деле она окажется не столь хороша, как сама о себе думала? Знакомая риторика, да и ситуация не нова.
Замечательный фильм, который я почему-то долгое время упорно не замечал в своём списке рекомендаций от популярной кинобазы. Возможно, меня останавливал собственный травматичный опыт вливания в сформировавшийся женский коллектив. И я очень рад, что смог осилить эту непростую картину, испытав целую гамму чувств от непредсказуемого финала истории. Здесь есть, над чем поразмыслить, в картине полно маленьких маркеров для теста на человечность. Утратили ли воспитанницы школы святой Матильды свою невинность или напротив, приобрели человечность и способность к состраданию? Стоит ли боготворить и превозносить лидеров, жаждущих хранить своё влияние на умы подчинённых вечно? И так ли уж важны эти красные пояски, когда сердце переполняет боль утраты самого себя? Ева Грин прекрасна, Джуно Темпл и Мария Вальверде просто очаровательны, а картина похожа на погружение в обжигающе холодную воду после непродолжительного полёта.
Интересный факт
Фильм снят по мотивам романа «Трещины» Шилы Кохлер (Cracks, 1999).
Моя оценка: 8 из 10