«Смерть на Ниле» (1978)
«The only thing that could follow «Murder» is «Death»»
«Единственное, что может последовать за «убийством», — это «смерть»»
(слоган фильма)
«- Когда я впервые увидел Линнет… Как бы это объяснить? После того, как зашло солнце, луны уже не замечаешь. Увидев Линнет, я уже никого не видел.
— Да, ваша супруга действительно неотразима. Любопытно, как вы из всего этого выпутаетесь?
— Ах, я нашёл выход! И осечки быть не может!»
(диалог из фильма)
Думаю, у многих поклонников хорошего детективного кино возникает порой желание посмотреть что-либо классическое. Понятное дело, снятые в прошлом веке фильмы не смогут похвастаться зрелищными эффектами, потрясающей компьютерной графикой или буйством 3D-технологии (а её, кстати, ещё можно упоминать в приличном обществе или уже моветон?). Более того, личность убийцы уже несколько десятков лет как является секретом Полишинеля, и даже мало знакомый с жанром детектива человек при упоминании фильма скорее всего сможет припомнить злодея.
![Кадр из фильма Death on the Nile (1978)](https://tsarap.ru/wp-content/uploads/2021/01/DeathOnTheNile1978_1.jpg)
Но как же хочется порой вот именно этого! Сделать себе чашку вкусного чая, ароматного кофе или любого другого напитка по вкусу, возможно, даже алкогольного. Перевести телефон в беззвучный режим, забыв о мессенджерах, свежих сториз и уведомлениях из соцсетей. Забраться с ногами на любимое продавленное кресло и накинуть на ноги клетчатый плед. А потом на пару часов улететь в прошлое, наслаждаясь ощущением атмосферы ушедших дней и наполняясь из неё теплом про запас. Возможно, кто-то из вас сейчас фыркнет, скажет про себя «блин, ну что за балбес это пишет» и закроет страницу, дабы никогда не возвращаться. Я же надеюсь, что найдётся и кто-то другой, кто согласно кивнёт и продолжит чтение.
![Кадр из фильма Death on the Nile (1978)](https://tsarap.ru/wp-content/uploads/2021/01/DeathOnTheNile1978_2.jpg)
Художественный фильм «Смерть на Ниле» снят по одноимённому произведению Агаты Кристи, которая для умеющих читать людей ни в каком представлении не нуждается. Роман этот в списке произведений английской писательницы является одним из самых известных и занимает если не первое, то очень близкое к первому, место по значимости. Картина изначально была просто обречена на успех у зрителей, ведь одних только лауреатов премии «Оскар» среди актёров было целых пять. Думаю, что не ошибусь, назвав фильм «Смерть на Ниле» блокбастером, выход которого на экраны с нетерпением ждали.
![Кадр из фильма Death on the Nile (1978)](https://tsarap.ru/wp-content/uploads/2021/01/DeathOnTheNile1978_3.jpg)
Действие происходит на пароходе, который плывёт по Нилу, перевозя на борту несколько туристов из самых разных слоёв общества. Одна из пассажирок, молодая миллионерша, совсем недавно вышла замуж за небогатого юношу, и сейчас они совершают своеобразное свадебное путешествие. Юная мадам с лёгкостью настраивает против себя окружающих своим вызывающим поведением и необдуманными поступками поэтому когда её находят убитой, подозрение падает чуть ли не каждого находящегося на судне человека. За расследование преступления нехотя берётся бельгийский сыщик Эркюль Пуаро, которому в очередной раз не дадут спокойно уйти на пенсию и просто отдохнуть.
![Кадр из фильма Death on the Nile (1978)](https://tsarap.ru/wp-content/uploads/2021/01/DeathOnTheNile1978_4.jpg)
Итак, что мы имеем в сухом остатке? Классическая завязка сюжета «вот когда убьют, тогда и приходите», этой фразой до сих пор успешно пользуются работяги-полицейские из большинства погрязших в нищете и коррупции стран мира. Классический же миттельшпиль, когда под подозрением в той или иной степени оказываются все присутствующие. Небанальное развитие, когда внезапно оказываются убиты ещё двое из пассажиров. И тот самый финал, когда все собрались в одном месте, а гениальный сыщик, гордый и лоснящийся от удовольствия, расхаживает посреди зала и каждым словом вгоняет очередной гвоздь в крышку гроба преступника.
![Кадр из фильма Death on the Nile (1978)](https://tsarap.ru/wp-content/uploads/2021/01/DeathOnTheNile1978_5.jpg)
Я считаю, что для искавших именно такие впечатления фильм получился замечательным. Безусловно, здесь есть отступления от канонов. Например, неожиданно соломенный цвет усов Эркюля Пуаро, который в произведениях Кристи всегда оставался брюнетом, не упомянул только лишь совсем ленивый критик. Лично для меня все эти недостатки с лихвой компенсируются магией погружения в действо, которое присуще лишь хорошо знакомым, проверенным годами фильмам, книгам и музыкальным произведениям. Многим этот фильм покажется затянутым, нелепым или просто скучным. Зато понимающие люди найдут его приятным, местами даже забавным и ненапряжным. И только от личных предпочтений зависит, в какой группе окажетесь именно вы. Засим раскланиваюсь.
Интересный факт
По свидетельствам самих актеров и членов съемочной группы, климатические условия, в которых проходили съемки, были просто чудовищными. Фильм действительно снимался на Ниле, в Египте и Судане, на реальном пароходе «Memnon», одном из немногих сохранившихся круизных «речников», которые в то время плавали по Нилу. Практически, съемки проходили «в один дубль» между 4 и 6 часами утра; к полудню когда температура доходила до 54 градусов Цельсия, они прекращались порой на 6-8 часов.
Моя оценка: 7 из 10