Четверг, 30 июня, 2022
Главная > Кино > Django Unchained (2012)

Django Unchained (2012)

«Джанго освобождённый» (2012) poster

Django Unchained (2012) постер«Джанго освобождённый» (2012)

«Они забрали его свободу. Он заберёт у них всё»
(слоган фильма)

«— Я уже говорил и повторюсь: я заплачу самую высокую цену за правильного ниггера. Я не говорю, что Эскимос Джо — неподходящий ниггер по сути, но тот ли он, кто нужен мне?..
— Доктор Шульц, никто из тех, кто занимается боями ниггеров, не умеет так показать товар лицом, как месье Кэлвин Кенди! Но нельзя забывать о самой главной вещи в боях ниггеров: надо, чтобы был ниггер, способный побеждать. Это должно волновать вас в первую, вторую, третью, четвёртую и пятую очередь. И вот после того, как он у вас будет, вы можете осуществлять свой великий замысел. Другими словами: первоочередное — в первую очередь!
— Первоочередное — в первую!»

(цитата из фильма)

  Должно быть, подобного Тарантино возмутителя спокойствия и попирателя основ не получится отыскать не только в Голливуде, но и во всех остальных фабриках по производству иллюзий цивилизованного мира. Виртуозно владеющий огромным багажом знаний, почерпнутых из десятков тысяч прочитанных книг и просмотренных фильмов, он применяет тайное умение рассказывать сложные вещи простым языком, находя ключик и к сердцам простых людей, и заставляя задуматься более подкованную публику. Этакий Ходжа Насреддин современности, с необъяснимой грацией преступающий границы общественных норм и приличий, но остающийся безнаказанным благодаря народной любви. Хотя нет, для разбора конкретно этого фильма Квентина более уместным окажется сравнение с Тилем Уленшпигелем, nicht wahr?

Кадр из фильма Django Unchained (2012)
Источник: imdb.com

  Насколько я могу судить, если в Америке и заходит речь о временах рабовладельчества, говорить о них принято с большой осторожностью. Слишком горячо чувство стыда перед темнокожими собеседниками, слишком велика опасность ляпнуть что-нибудь не то и смертельно обидеть человека, слишком болезненно реагируют на неё определённые группы граждан. Безусловно, эта тема поднимается в фильмах неоднократно, достаточно вспомнить хотя бы великолепное кино «12 лет рабства», снятое годом позже тарантиновского «Джанго», но аккуратно и дозировано. В России, к примеру, с подобными опасными темами из истории государства вообще церемониться не принято — запретить к упоминанию, а нарушителей посадить на швабру. Словно и не было репрессий, как в воду канули голодоморы и тотальное истребление целых народов, поросли травой безымянные братские могилы воинов-интернационалистов и спец-операционистов. Фейки это всё, досужие выдумки, не раскачивайте катафалк и продолжайте лобзать фофудью!

Кадр из фильма Django Unchained (2012)
Источник: imdb.com

  Тарантино же в своей картине подходит к вопросу настолько беспардонно, что поначалу просто диву даёшься его отчаянной смелости и непроизвольно оглядываешься через плечо, ожидая увидеть прискакавших по вызову полиции нравов деревянных солдатиков. Для самых маленьких зрителей, блаженных в своём неведении, фильм буквально нашпигован их любимым лакомством, за которое они обожают творения старика Квентина. Кровища брызжет ярко-красными фонтанами из поверженных врагов, изрыгающих проклятия и мемасики. Актёры выдают невероятные кульбиты, которые будут потом неоднократно спародированы благодарными фанатами в самодельных роликах на ТикТоке. Добро обязательно одержит убедительную победу над злом, а от грохота финальных оваций непременно захочется заткнуть уши.

Кадр из фильма Django Unchained (2012)
Источник: imdb.com

  Но есть в фильме и другая подоплека, которую Мастер демонстрирует нам с помощью двух пар великолепных персонажей. Первая пара — это доктор Шульц и Джанго Фримэн, свободный просвещённый немец и темнокожий раб, волею случая получивший фамилию и свободу, которые произносятся одинаково. Это лишь ближе к середине двадцатого века немцы начали пропагандировать радикально иное отношение к превосходству белой расы, сегрегации по национальному признаку и прочие набирающие популярность среди некоторых граждан этой страны политические убеждения. Фильм же демонстрирует нам середину века девятнадцатого, где доктор Шульц просто не может смотреть на рабовладельца иначе, нежели с презрением и брезгливостью. Отношение же Джанго к рабству и угнетавшим его народ людям хорошо характеризует сам герой: «Убивать белых и получать за это деньги? Конечно, согласен!»

Кадр из фильма Django Unchained (2012)
Источник: imdb.com

  Пара вторая, на мой взгляд, ещё более интересна для пристального изучения. Номинально Кэлвин Кэнди является рабовладельцем, а Стивен его верным слугой, исполняющим прихоти хозяина и присматривающим за поместьем в моменты отсутствия своего повелителя. На самом же деле, их роли не так уж и однозначны. Кэлвин настолько свыкся с мыслью о своём превосходстве над темнокожим управляющим, настолько оторвался от реальности в своих теоретических раскладках о ямочках на черепе и увлечённом прожигании жизни, что даже не способен сделать выводы о своей полной зависимости от решений Стивена. Стивена же такая роль серого (или чёрного?) кардинала вполне устраивает, в уютном кресле хозяйской библиотеки он сидит не менее уверенно, чем Джанго в седле работорговца, а моментально разгаданная им задумка Шульца и Джанго проливает свет на причину, по которой Стивена до колик боятся другие обитатели Большого дома. Ну, и кто тут на самом деле раб, мазафака?!

Кадр из фильма Django Unchained (2012)
Источник: imdb.com

  При столкновении же этих двух пар возникают две новые пары, наблюдать за поведением которых не менее интересно. Пара белых фигур, ярый противник работорговли доктор Кинг Шульц и плоть от плоти южного образа жизни месье Кэлвин Кэнди, разыгрывают перед зрителем тот раскол в общественном сознании, который спустя несколько лет приведёт к Гражданской войне между Севером и Югом. У каждого из них имеются свои мотивы и убеждения, за которые они не задумываясь отдадут собственную жизнь, дружба или взаимопонимание исключены напрочь. Почему бы им не пожать друг другу руки? Силь ву пле, Тарантино доходчиво и внятно объяснил причину, не преминув сопроводить действо потрясающим диалогом.

Кадр из фильма Django Unchained (2012)
Источник: imdb.com

  Вторая же пара тёмных фигур, охотник за головами Джанго Фримэн и управляющий поместьем Стивен, возненавидели друг друга ещё до момента, как смогли рассмотреть во всех подробностях. Джанго играет роль нанимателя бойцов мандинго, а это в темнокожем табеле о рангах самая низшая и презираемая должность, даже ниже, чем управляющий. Попытаюсь переформулировать — представьте, что вы с семьёй поехали на отдых в Европу, причём сознательно выбрали отель, где русских туристов никогда и не было. А при заселении обнаружили, что ближний с вашим номер занимает приятная во всех смыслах семья из Тагила, который с вашим родным Урюпинском расположен по соседству. Представили? А теперь можете возразить мне про необъятное русское дружелюбие или про то, что русских некорректно сравнивать с угнетёнными и обиженными на весь мир рабами, ненавидящих своих более успешных коллег по клетке. Давайте, выплесните мне в лицо всё самое чёрное, что скопилось в вашей душе!

Кадр из фильма Django Unchained (2012)
Источник: imdb.com

  До сих пор я диву даюсь, как можно было уместить такое количество потрясающих открытий в трёхчасовую картину, да ещё и размазать настолько тонким слоем, что некоторые моменты открываются лишь на втором или даже третьем просмотре. Что интересно, даже спустя десять лет после выхода фильма на экраны, смотреть его всё так же интересно, открывая всё новые параллели с творящимся вокруг безумием. Культура приравнивания стоимости жизни определённой категории граждан к ценности жизни породистой лошадки или собачки никуда ведь не делась, если только в Америке её купировали и тщательно пропололи. Впрочем, как и культура магии, педерастии, аутодафе, сожжения ведьм, инквизиции или чёрных месс, которые вовсе не являются признаками цивилизованного общества. Как верно заметил Томас Манн, цивилизация — это разум, просвещение, одомашнивание и скептицизм. Отнесётесь к этому заявлению скептически? Отлично, вы на верном пути.

Кадр из фильма Django Unchained (2012)
Источник: imdb.com

  Хочу ещё отдельно остановиться на паре моментов, за которые я не задумываясь влепил картине максимальный балл. Такого удовольствия от актёрской игры я не получал уже давно, лишь Джейми Фокса периодически хотелось спросить «а чё ты такой серьёзный?». ДиКаприо, Джексон, Вальц — так выглядит мой пьедестал актёрского мастерства в этом фильме, хотя участники периодически баллотируют с места на место в зависимости от моего настроения перед новым просмотром. Атмосфера передана настолько качественно, что просто ощущаешь ароматы пота, адреналина и страха, лишь через пару минут осознавая, что источником запаха скорее всего являешься сам. Некоторые фразы так и просятся к занесению в ежедневник и немедленному использованию в повседневной жизни, но с этим явно нужно быть поосторожнее. Не стоит даже пытаться в ответ на расспросы эйчара или пограничника заявлять «а мне любопытно, отчего это вы такой любопытный». Не получите ни работы, ни визы, а то ещё и плетей огребёте.

  Интересный факт

  Салун, в который заходят Джанго и Кинг Шульц, называется «Минессота Клей» — в честь одного из ранних вестернов Серджио Корбуччи.

  Моя оценка: 10 из 10

Рейтинг от Кинопоиска

tsarap
Пишу о том, что чувствую, пока не стало слишком поздно.
http://tsarap.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.