«Дядя Саша» (2018)
«Отчего всё так?»
(слоган фильма)
«— А вон плывёт облако, похожее на рояль…
— М-да, вы штучка. Вот я и говорю, а не закрутить ли нам роман, а? Ну ладно, погорячился, ну давайте — повесть? Рассказ, м? Стишок? Ну басню хотя бы, ну басню-то можно, басню?
— Не надо, Александр Петрович. Я же все ваши фильмы смотрела. В детстве.»
(диалог из фильма)
Перевалив за сорокапятилетнюю отметку своего жизненного пути, я всё лучше начинаю понимать брюзжащих стариков, которых сильно раздражают окружающие их люди. Так уж получается, что с возрастом тебе становится всё меньше нужно от посторонних, а вот им от тебя порой требуется всё больше. Я сейчас говорю о тех пожилых людях, что сохранили способность обеспечивать свои естественные потребности, но просто выходят из себя, заслышав фразы «ты должен» или «ты обязан». Кому они должны — общественному мнению, мимолётной моде, пенсионному фонду, в конце концов?! Они, может, только сейчас научились получать удовольствие от таких простых и вместе с тем важных вещей: вкуса хорошей сигары, вечерней прогулки с прелестной незнакомкой раз этак в несколько моложе их самих, хлёсткой мимолётной фразы, пробудившей ото сна натруженные нейроны головного мозга. Так дайте ж вы им вдоволь насладиться этими деньками, ускользающими со скоростью света, этими последними мгновениями навсегда уходящей осени их жизни, не тревожьте по пустякам! Впереди у них лишь стылая мёртвая зима, одиночество посреди бушующей вьюги, угасающие эмоции и выдуваемые из щелей воспоминания о былом.
![Кадр из фильма Дядя Саша (2018)](https://tsarap.ru/wp-content/uploads/2024/10/DyadyaSascha2018_6.jpg)
Хотя, как я заметил, пожилые люди отнюдь не одинаковы. Возраст — такое бремя, достойно нести по жизни которое дано далеко не всем, поэтому на этом экзамене ломаются многие. Это вам не младенчество, где каждый малыш очарователен и донельзя оригинален, или молодость, которой простительны чудаковатость и непосредственность. К людям в возрасте требования куда круче, а список предъявляемых критериев, которым необходимо соответствовать, в развёрнутом виде, кажется, способен опоясать земной шарик. Как в анекдоте про три желания: нужно быть «добрым, милым, умным, заслуженным, интересным, неприхотливым, щедрым, надёжным, обеспеченным — это раз».
![Кадр из фильма Дядя Саша (2018)](https://tsarap.ru/wp-content/uploads/2024/10/DyadyaSascha2018_1.jpg)
Понятное дело, против такого любой взбунтуется, предпочтя забить болт на общественное мнение и дальше доводить до абсолюта присущие лично ему особенности характера. Скажем, был человек в юности привередой — так с возрастом он почти наверняка превратится в жуткого сноба, а обожавший поболтать с приятелями о том о сём паренёк трансформируется в жестоко подавляющего окружающих своим словесным потоком старца.
![Кадр из фильма Дядя Саша (2018)](https://tsarap.ru/wp-content/uploads/2024/10/DyadyaSascha2018_2.jpg)
Слов в картине «Дядя Саша» более чем достаточно, главный герой, собственно сам дядя Саша, только и делает, что постоянно что-то говорит. Точнее, даже не так — раздражённо выговаривает окружающим его людям свою единственно верную точку зрения абсолютно по любому вопросу. Слова-то он говорит вроде правильные и нужные, только делает это с таким лицом, что уместность и значение его слов сразу же нивелируется подачей. Истинно правильные слова красивы, они заставляют мышцы лица становиться пластичными и податливыми, от красивых и правильных слов лицо говорящего тоже наполняется красотой и смыслом. Лицо же дяди Саши красиво лишь в минуты одиночества, когда он остаётся тет-а-тет с природой и собственным внутренним миром. В остальное же время он катастрофически напоминает человека, думающего и разговаривающего матом, и тут у меня, как у зрителя, возник нехилый диссонанс картинки и содержания. Скажите, а вы точно режиссёр?
![Кадр из фильма Дядя Саша (2018)](https://tsarap.ru/wp-content/uploads/2024/10/DyadyaSascha2018_3.jpg)
Если верить сценарию картины, то да, дядя Саша режиссёр, да ещё какой, таких уже не делают! Он частенько упоминает о своём близком знакомстве с Бродским, ему доверяют снимать картины на народные деньги, его лично навещают важные шишки из правящей партии, а актёров для своей новой картины он может выбирать нехотя, придирчиво копаясь в резюме и брезгливо морща носик. Дядя Саша прекрасно начитан и потрясающе находчив, он может с ходу продекламировать стишок или вспомнить фразу из произведения Фолкнера, хотя декламация будет с обязательной напускной усталостью от необходимости напоминать плебсу такие элементарные вещи.
![Кадр из фильма Дядя Саша (2018)](https://tsarap.ru/wp-content/uploads/2024/10/DyadyaSascha2018_4.jpg)
А ещё, дядя Саша — домашний тиран и даже местами старый мудак. Своё остроумие и находчивость он постоянно тренирует на сносящей все невзгоды жене, ни на минуту не давая ей передышки. Кстати, не удивлюсь, если своим положением и достижениями дядя Саша обязан именно этой святой женщине. Актёров наш режиссёр особо за людей не считает, в общении с ними ведёт себя подобно деревенской хабалке, а нужных ему в данный момент людей вообще предпочитает использовать как одноразовый инструмент для получения удовольствия. И все эти чеховские ружья в серванте, и прекрасные виды загородного дома (кстати, настоящий дядя Саша Гордон в нём и живёт?), и стремление показать зрителю муки творчества, не способны завуалировать суровую правду. Дядя Саша — переломанный жизнью и оттого злобный старикашка, творческий и физический импотент, сбитый лётчик.
![Кадр из фильма Дядя Саша (2018)](https://tsarap.ru/wp-content/uploads/2024/10/DyadyaSascha2018_5.jpg)
Мне эта «комедия» не понравилась, «не клюнул» я на неё. И чеховское ружьё не взволновало, и классная игра Анны Слю не добавила вкуса этой пресной постановке, и даже упругое тело Изабель Эйдлен не заставило эту «вещь в себе» раскрыться по-настоящему. Может, я уже сам становлюсь таким же душевным дистрофиком и раздражительным импотентом, как главный герой этого фильма? Проблемы его мне понятны, но предложенные картиной пути решения я покамест обойду стороной. Скучно, право слово, и всё время не покидает ощущение, что этот фильм снят уж явно не для тебя. А для чего же он в принципе снят, я и разбираться не хочу.
Интересный факт
Представивший на фестивале «Кинотавр» комедию «Дядя Саша» режиссёр Александр Гордон рассказал РИА Новости, что фильм можно назвать его автошаржем, а главный посыл картины — призыв отнестись к себе с самоиронией. (отсюда)
Моя оценка: 5 из 10