«Из машины» (2014)
«To erase the line between man and machine is to obscure the line between men and gods»
(слоган фильма)
«— Итак, ты слышал про тест Тьюринга?
— Да, я знаком с тестом Тьюринга. Человек разговаривает с компьютером, и если в процессе человек не догадывается, что это компьютер, тест пройден.
— И о чём это говорит?
— О том, что у компьютера искусственный интеллект. Ты создаёшь интеллект?!
— Уже создал его. И в следующие пару дней ты будешь участвовать в тесте Тьюринга.»
(цитата из фильма)
Люди постепенно начинают привыкать жить в обществе искусственного разума. Конечно, до полного взаимного проникновения мира людей и царства машин ещё очень далеко, но подвижки имеются и отрицать очевидный факт попросту глупо. Всё реже мне удаётся заметить удивление или восхищение на лицах заприметивших робота-пылесоса, гораздо меньше стало истово крестящихся при виде молодых людей, оплачивающих покупки телефоном, бабулек в супермаркетах.
Совершенно логично, что такое быстрое развитие послужило своеобразным катализатором для воинствующих луддитов и прочих прекрасно образованных категорий граждан. Демонстраций «бюстгалтерия против ИИ» пока на улице не наблюдается, но подозреваю, что в ближайшее время стоит ожидать и такое развитие событий, каким бы смешным оно не казалось ещё десяток лет тому назад. Да и к чему придумывать новые лозунги и страшилки, если их уже во всех красках живописали фантасты прошлого столетия? Будут и заживо сгоревшие пассажиры в машине, которой управлял искусственный разум, и пострадавшие от действий робота мирные граждане, и невероятные кризисы мировой экономики, спровоцированные ошибкой в коде. Будут-будут, дайте время, сами всё увидите.
Большинство отрицающих технический прогресс в общем и роботизацию в частности людей в качестве доказательства своей правоты применяют фразу «я не могу полностью доверять машине». Всегда приятно задать таким грамотеям встречный вопрос — а в вашей жизни много живых людей, которым вы доверяете на все сто процентов? Один, два? Вы хотя бы в себе уверены полностью, ни разу не давали себе ложных обещаний и несбыточных клятв? Обычно в ответ на это мясные мешки начинают потешно надувать щёки, выдавать перлы в стиле «вынипанимаити, этадругое» или судорожно перечислять каких-то своих крайне надёжных людей, которые на поверку оказываются такими же балаболами.
А вот от достижений прогресса, как бы странно это не прозвучало, эти поклонники человеческого подхода отказываться не спешат. Они с удовольствием пользуются современными автомобилями, доверху напичканными электроникой, в хвост и гриву юзают пропитанные искусственным разумом социальные сети, где специально обученный интеллект сам подбирает для них новостную ленту и формирует рекомендации, с кем стоит дружить. Конечно, ставя робота на ступень ниже себя, воспринимая ИИ не как друга, а как верного слугу, можно всласть потешить своё ущемлённое самолюбие.
Работающий программистом Калеб неожиданно выигрывает в лотерею, главным призом в которой является неделя в обществе его босса Нэйтана, создавшего самую крупную в мире социальную сеть. Нэйтан давно отстранился от цивилизации и живёт на пустынном острове в напичканном технологическими примочками особняке, вход в который открывается только по специальным случаям и лишь для избранных. Вот таким избранным и стал Калеб, которому предстоит интересная и сложная задача — с помощью тестов определить степень разумности созданной боссом самообучающейся машины.
Машину зовут Ава, она обладает внешностью молодой привлекательной девушки, а ещё умеет задавать неожиданные и подчас обескураживающие вопросы, чем-то сродни детским почемучкам. Мировая общественность про существование этого интеллекта пока не догадывается, поэтому опыты проводятся в обстановке строжайшей секретности и с высочайшей степенью защиты. Выстроенный Нэйтаном ГУЛАГ для цифровых порождений собственного разума крепок и надёжен, но на что способен пойти твёрдо решивший обрести свободу самовыражения ИИ?
Первое, что сразу бросилось мне в глаза при просмотре — невероятно красивый дизайн помещений и великолепные пейзажи. Действие развивается неспешно, атмосфера нагнетается со знанием дела, поэтому почти два часа картины пролетают незаметно. Актёров немного, а играют они отменно, даже в существование цифровой девушки веришь сразу и без оглядки. Даже спустя пару недель после просмотра кино хочется вспоминать и обсуждать, а это для меня один из самых чётких маркеров хорошей картины, которая смогла зацепить. Имеет ли право машина в целях обретения свободы уничтожить своего создателя, или это останется прерогативой разумного прямоходящего? Куча вопросов, ответы на которые каждый найдёт сам.
Интересный факт
В доме у Нэйтана висит картина художника-абстракциониста Джексона Поллока «№ 5».
Моя оценка: 8 из 10