«1993» (2023)
«— Тут по уму капитальный ремонт всей системы нужен.
— По уму, всей стране капитальный ремонт нужен.»
(цитата из фильма)
«— А я просёк, почему ты к нам пришёл, знаешь? Потому что ты тоже народ, тока умный. И сильный! Ну, двух ментов ушатал — шутка ли, м?
— Не-а, это они меня.
— Вить, Вить, это же пофиг ваще! Понимаешь, пофиг! Это же от нас не зависит. От нас вообще ничего не зависит.
— Зависит, Серёг. Должно зависеть.»
(диалог из фильма)
Подозреваю, что кое-кто из моих читателей наверняка замечал в своём окружении такую тенденцию: людям с относительно высоким уровнем интеллекта живётся не в пример тяжелее, нежели остальным. Косвенное подтверждение тому я периодически встречаю даже в соцсетях, когда некоторые участники тихонько и незаметно для основной массы пишут в своих ветках: «Б*же, ну зачем мне этот высокий IQ, я, может, счастливую жизнь хотел прожить». Способность глубоко понимать природу вещей, стремление разобраться в первопричине происходящих событий и докопаться до истины — это ведь не дар, а скорее проклятие, сродни личностной эмпатичности. Как со смешком говорят о таких людях окружающие, «умный может всю ночь не спать от осознания того, что дураку и не снилось», и они безусловно правы. Видимо, поэтому многие действительно умные и одарённые люди сознательно пренебрегают девизом «don’t worry, be happy» и выбирают одиночество, лишь изредка прерываемое приступами эскапизма. Или суицид, тут уж как пойдёт.
Вот скажите, к примеру — можно ли одновременно быть умным человеком, без пяти минут кандидатом наук, и при этом нарочито пренебрегать политическим изменениям в собственной стране? Возможен ли вариант, когда одарённая личность, с огоньком в глазах рассказывающая всем заинтересованным про свои научные изыскания, на вопрос о правящей партии тушуется, отводит взгляд в пол и невнятно бормочет «не знаю, я политикой не интересуюсь»? Допустимо ли образованному гражданину во время войны нести всякую кровожадную чушь, а после бесславного проигрыша своей стороны нетерпеливо напялить пикейный жилет и начать выкрикивать «а я знал, я вам говорил!», тыча при этом пальцем в невысокий потолок прокуренного пивного бара? Уверен, что нет, даже если ты при этом, как и любой другой здравомыслящий человек, чертовски боишься смерти. Умереть, конечно, страшно, но жить в обречённой на пожизненную диктатуру кровавого упыря стране ещё страшнее. Нельзя всю жизнь быть над схваткой или в стороне от неё, рано или поздно разрастающаяся вширь и вглубь (или правильно говорить «в глупь»?) рукопашная поглотит и тебя.
В делах семейных умных людей закономерно ожидают большие проблемы, особенно если спутницей или спутником жизни они изберут сугубо прагматичную и нацеленную на стабильность личность. Противоположности притягиваются, да, но лишь на какое-то время, пока не осознают всю глубину пропасти между ними. Внутренний конфликт веления сердца и стремления ума способен разорвать своего носителя напополам, выплеснув наружу накопленные за годы жизни отчаяние и боль. Можно, конечно, попытаться не думать о чувствах или не чувствовать дум, только вот по силам ли окажется такое растянутое во времени испытание для героя — сложный вопрос. До осени ещё дожить надо, как замечает один из героев картины «1993», посвящённой сложным и страшным для этой страны событиям осени 1993 года. Говорят, лето в тот год было грибное, а это самый верный признак приближающейся войны.
Виктор когда-то трудился в закрытом НИИ, коих по территории Союза разбросано было предостаточно, да и сейчас нет-нет да и споткнётся глаз на запылённой вывеске с непонятной аббревиатурой вроде НЦКТБ или НИИЧАВО, украшающей полуразрушенное временем и людьми здание. Работа у Виктора была жутко секретная и важная для страны, он даже приложил руку (точнее, большой палец, обмакнув его в кумачовую краску) к одному из двух Луноходов. В современных реалиях, когда из луноходов намастырились делать недорогие пепельницы, знания и умения Виктора для науки оказались бесполезны, поэтому он сменил должность научного сотрудника на звание электрика в коммунальной службе, обслуживающей канализационные подземелья столицы. Да, наш герой теперь пахнет не осциллографом, а фекалиями, но эта работа позволяет ему по-прежнему считать себя главой семьи и приносить домой кое-какие деньги. Всё же лучше, нежели шататься по электричкам и продавать журналы с полуодетыми девицами, как поступают некоторые бывшие кандидаты наук, а ныне нищие бомжи, верно?
Лена, жена Виктора, работает в той же коммунальной службе диспетчером и очень мечтает о собственном бизнесе. Каком именно — ещё не придумала, но это не так уж и важно, лекторы на семинарах «построй себя сам» плохого ведь не посоветуют. Управлять подчинёнными Лена худо-бедно научилась, её слушается и уважает даже бригадир Андрей с говорящим прозвищем «Кувалда», так что и со своим бизнесом справится. Жаль только, что муж ей достался такой неумеха, всё никак не может приспособиться к изменившимся условиям существования. Вон сосед Янс — даром, что недавно преподавал коммунизм-ленинизм и учил молодёжь правильно любить советскую родину, так теперь вовсю крутит деньги и ездит на чёрном джипе. Политические пристрастия Лены и Виктора постепенно разводят их по разные стороны воображаемой баррикады: муж выбирает сторону «красных», мечтая вернуть к жизни справедливость и равенство, жена же предпочитает условных «белых», ратующих за свободный бизнес и процветание для всех желающих. Хорошие лозунги, правильные, причём у обеих сторон.
Их дочь Таня ещё слишком молода, чтобы определиться с выбором стороны, она до сих пор любит обоих родителей одинаково. Девушке всего шестнадцать лет, самое время для подросткового восстания, и она бунтует как умеет: ГрОб и Янка на кассетах, стыренная у отца пачка «Родопи» и тайная влюблённость в парня, самого хулиганистого и отвязного в их дачном посёлке. Лозунги бунтующих студенческих стаек «не забудем, не простим» для Тани покамест ничего не значат, ведь двадцатилетние — это почти старики для неё, шестнадцатилетней. А пока молодёжь бунтует, старшее поколение привычно безмолвствует, прекрасно осознавая реалии этой жизни в Совке, о которых пел Егор Летов в «Мёртвом сезоне»:
«Всем благим начинаниям итог — ГУЛАГ,
Всем благим начинаниям итог — конвой,
Всем благим начинаниям итог — Дахау,
Всем благим начинаниям итог — пиздец!»
Осознавая тяжесть неизбежно приближающегося кровопролития, режиссёр периодически даёт зрителю маленькое послабление и устраивает музыкально-танцевальные антракты, вроде «Лунной походки» Майкла Джексона в исполнении Виктора и Лунохода или хора сотрудников ремонтной бригады, в канализации спевших заглавную тему из мультика «Черепашки-ниндзя». Но мы прекрасно понимаем, что если уж линия раскола прошла даже сквозь семьи, ничем хорошим это закончиться не может. И да, вторую половину картины нельзя назвать оптимистичной или потешной, тут одни люди будут изо всех стволов «не забывать» и «не прощать» другим людям. Причём таким же отверженным, как и они сами, буквально полчаса назад певшим те же песни и тоже мечтавшим о мире и свободе, только выбравшим для себя другую сторону и другой цвет флага. Сейчас это прозвучит странно и даже дико, но в те годы «дорогие россияне» ещё были смелые.
О политической подоплёке фильма я могу сказать очень мало, и причина тому проста: в 1993 году, на момент показанных событий, мне было всего-то четырнадцать лет, так что я был даже младше дочери Виктора. Интересовали меня исключительно учёба, девочки и подаренная родителями на Новый год игровая приставка, китайская подделка под «Денди», китайский же клон NES. Но изломанных жизнью и выброшенных на обочину людей я часто видел и тогда, и сейчас. Я и сам, подобно Виктору, оставил специальность, на которую учился шесть лет и ушёл на гораздо менее престижную специальность, но где платили деньги здесь и сейчас. Грёзы о новом президенте, куда лучше нынешнего, и похоронные агентства с лицемерным названием «Норма» тоже никуда не исчезли за прошедшие тридцать с хвостиком лет, так что для умеющего думать зрителя картина «1993» окажется актуальна как никогда. Кстати, а вы за кого — за красных или за белых? Искренне желаю вам найти своё место в изменяющейся жизни и построить хорошую крепкую семью. Пусть из говна и палок, как семья наших героев в конце картины, но свою.
Интересный факт
В фильме много внимания уделяется отдельным широко известным моментам. Например, «жёлтый геббельс» (окрашенный в жёлтый цвет БТР с громкоговорителями на крыше, который использовался сторонниками Ельцина для агитации тех, кто сидел в Белом доме) или снабжение сторонников Совета народных депутатов через подземные тоннели канализации.
Моя оценка: 7 из 10