«Forza Motorsport 3» (Xbox 360)
Релиз: Северная Америка 27 октября 2009,
Европа и Россия 23 октября 2009
Разработчик: Turn 10 Studios
Издатель: Xbox Game Studios
Делясь с вами своими обзорами на игры для различных консолей, я как-то совсем упустил из виду такой классный жанр, как автогонки. И совершенно зря, ведь если верить игровой статистике сайта TrueAchievements, жанры Automobile и Racing занимают в моей истории почётные третье и четвёртое места, а в совокупности образуют четверть списка всех игр, которые мне довелось оценить на приставке Xbox 360. Сознаюсь, был неправ, спешу исправить сложившуюся ситуацию. Начать я решил со знаковой во всех отношениях серии Forza, а конкретно с игры «Forza Motorsport 3», которая совсем недавно помогла мне выйти с минимальными потерями из очень сложной жизненной ситуации. Но обо всём по порядку.
Насколько мне известно, игра выпускалась только на физическом носителе, поэтому на странице магазина Xbox Live возможность приобрести цифровую версию отсутствует, но до сих пор витрину украшает целая куча предметов для аватара по цене от доллара и выше. Зато возжелавшему купить дисковую «Forza Motorsport 3» для Xbox 360 любителю автогонок предоставляется полная свобода выбора: имеются обычные издания или диски, шедшие в комплекте с приставкой, можно присмотреться к бандлам-двухигровкам с «Alan Wake», «Bayonetta» или «Halo 3: ODST», не возбраняется даже пополнить коллекцию версией Collector Edition с флешкой и прочими плюшками. Наверняка были и другие разновидности, но я стал обладателем своей Ultimate Collection ещё в те благословенные времена, когда доллар был намного дешевле, поэтому на другие варианты даже не смотрел особо. Да и времени не было, ведь среднее время прохождения игры оценивается в двести с лишним часов.
Список представленных в игре автомобильных марок настолько широк и разнообразен, что ему позавидует даже небезызвестный обладатель «Антилопы Гну» Адам Козлевич из великого романа Ильфа и Петрова. Судите сами — Адам ездил на «Lorraine-Dietrich» и мог представить себя за рулём горячо любимой «Isotta Fraschini» лишь в мечтах. В третьей Forza одних только моделей Ferrari аж тридцать две штуки, а какие редкие и красивые экземпляры экзотических марок можно приобрести по сходной цене на внутреннем рынке!.. Кстати, если вы хотите получить максимум возможных достижений, купить хотя бы одну машину всех представленных в игре производителей придётся обязательно.
Bertone Mantide, Morgan Aero SuperSports, Rossion Q1, Gumpert Apollo S — мне про эти авто даже слышать не доводилось, а тут на тебе, шанс прокатиться на них по отличным трассам, пусть и нарисованным! Некоторые автомобили, вроде Lancia Delta Integrale или Porsche 944 Turbo, живо напомнили мне времена счастливого детства, именно их я с вожделением рассматривал на вкладышах турецких жвачек. Машинок много, заполнять ими свой виртуальный гараж легко и приятно, раскрашивать и украшать наклейками первый час даже интересно. А раньше, пока работали сервера, их ещё можно было продавать, дарить или просто хвастаться.
Трасс в игре хватает с излишком, надоедать они начинают лишь после сотого заезда, когда набившие оскомину отрезки уже не воспринимаешь с былым воодушевлением. Перед выходом игры в свет, производитель обещал игрокам сто различных трасс, но выполнил это с большими оговорками. В эту сотню входят собственно трассы, потом они же, но порезанные на куски различной продолжительности, и наконец они же, но с обратным направлением движения. Обидно? Да, есть такое дело, но красота и различные фишки слегка компенсируют горечь несбывшихся мечтаний.
К примеру, идя на обгон на трассе Sedona Raceway Park, внезапно выглянувшее из-за скалы солнце может ослепить водителя и заставить его сделать непоправимую ошибку, дёрнув руль или геймпад не в ту сторону. Трасса Fujimi Kaido предлагает восхищённому взору очень милый водопад, спрятавшийся в изгибах горного серпантина, а на Suzuka Circuit можно засмотреться на колесо обозрения и влепиться в подставленную корму соперника. Сонный прибрежный городок Amalfi вообще кажется искусственно созданным на земле раем, в который хочется незамедлительно сбежать с промозглого и неприветливого северо-запада России. За декорации создателям твёрдая пятёрка, а хвастаться шкурой не убитого ещё жигулёнка нехорошо.
«А что по сложности?», — спросите вы, и вот тут я теряюсь в ответе. В своём стремлении сделать игру доступной максимально большому количеству пользователей игроделы пошли на уловку, благодаря которой за руль болидов «Forza Motorsport 3» может сесть и пятилетний ребёнок, и ни разу в жизни не державший в руках геймпад старообрядец. Помощь в торможении и разгоне, протянувшаяся подобно нити Ариадны оптимальная траектория, быстрая модификация автомобиля с помощью одной кнопки — все эти улучшайзеры делают игру максимально простой. Если имеется желание добавить адреналина в гонку, сложность можно и накрутить до необходимого предела, а для любителей стримов есть вариант нанять гонщика и просто пялиться в экран, победа над всеми «исчадиями мкада» и пьедестал обеспечены.
Кстати, именно обстоятельство невысокой сложности игры вытащило меня из передряги, о которой я упомянул в первом абзаце. Благодаря великолепному подарку на моё сорокатрёхлетие от любимого правительства, 24 февраля 2022 года я испытал нервный срыв, едва не отправивший меня в суицидальную петлю. Кукуха не просто улетела, она ещё и спалила за собой гнездо и мосты. Но запылённая коробочка третьей Forza помогла выбраться из бездонной ямы ужаса, куда я заглянул обоими глазами. Достаточно лишь выпить таблетки, поставить хорошую аудиокнигу в качестве фоновой музыки и отдаться медитативному процессу езды по трассам на минимальной сложности, принимать три раза в день по часу. Не получается войти в поворот? Не беда: нажимаем кнопку back, отматываем время на несколько секунд назад и пробуем снова.
«Forza Motorsport 3» можно даже счесть образовательной игрой, ведь в процессе загрузки трассы она предлагает игроку несколько хороших советов или познавательных фактов из мира автоспорта, которыми можно блеснуть перед друзьями в процессе распития термоса кофе. Вот вы знали, к примеру, что в 1916 году пятьдесят пять процентов всех автомобилей мира носили гордое имя Ford T, и этот рекорд так и не был побит по сей день? Или что Ferrari 250 Testa Rossa 1957 года выпуска была продана за пятнадцать миллионов долларов с аукциона? «Ну и что в этом такого интересного?», — спросите вы. Что ж, скорее всего, вы просто ошиблись жанром, танчики и комиксы у нас в другой палате обследуются.
Игра получилась по настоящему классной, свою итоговую оценку я снизил лишь за неоправданную затянутость процесса получения ачивок. Ну на самом деле, пройти все доступные события на золотую медаль, ребят, вы серьёзно?! Двести двадцать соревнований, в каждом минимум по три трассы, а бывают ведь ещё трассы по три последовательные дуэли. Я обеими руками «за» реиграбельность, но не в такой дозировке. Так что, если вы вдруг решите тряхнуть стариной и перепройти «Forza Motorsport 3» заново, не обращайте внимания на смешки окружающих и их сетования по поводу преклонного возраста игры. Седой бобёр дороже стоит, клянусь баранкой своего пылесоса!
Моя оценка: 8 из 10