«Harry Potter and the Half-Blood Prince» (Xbox 360)
Релиз: Северная Америка 30 июня 2009,
Европа 3 июля 2010
Разработчик: EA Bright Light
Издатель: Electronic Arts
Наверное, предпоследний год обучения в любом хорошем учебном заведении для его питомцев навсегда запоминается, как самый лучший. Почему не последний? Думаю, что в последний год мозги выпускников заняты уже совсем иными проблемами: предстоящее устройство на работу, неминуемо грядущие скороспелые свадьбы, итоговые экзамены, в конце концов. Предпоследний же — совсем иное дело, тут и вдоволь пошалить можно, оставаясь при этом в глазах первоклашек неким б*гоподобным существом, и с противоположным полом сблизиться самое время. История про Принца-Полукровку, кажется, занимает в серии позицию этакого рубикона или терминатора. То, что было до неё, отчётливо пахнет сливочным пивом; то, что случится позже, способно даже напугать неподготовленного пользователя. А вот в игре «Harry Potter and the Half-Blood Prince» будет всего помаленьку: и шоколадные лягушки, и приворотное зелье, и смерть близкого. Книжку я прочесть так и не удосужился, кино смотрел давно и почти не помню эту историю, поэтому в данную игру пришёл почти с чистого листа. Должен сказать, что сие обстоятельство ничуть не помешало мне получить массу удовольствия, а заодно и разобраться в перипетиях сложных ходов оригинального сюжета.
Как вы прекрасно понимаете, всё, что связано с Гарри Поттером и Хогвардсом, уже несколько десятилетий кряду пользуется неослабевающей популярностью у любителей ускользнуть из этого жестокого мира в другой, магический и волшебный. Игра «Harry Potter and the Half-Blood Prince» была в своё время переведена на русский язык, причём переведена качественно и полностью, без грамматических ошибок и включая озвучку, что лишь добавило ей привлекательности в глазах поттероманов. Дисков было наштамповано немало, цена на Авито сейчас колеблется в диапазоне от полутора до двух с половиной тысяч фублей за полнокомплектный лот, но терпеливые смогут дождаться предложения и за тысячу. Если верить сайту pricecharting.com, отслеживающему продажи на крупнейших зарубежных площадках, в этих ваших Америках и Европах ситуация схожая: средняя стоимость диска для Xbox 360 с мануалом и коробкой сейчас составляет где-то $13. Нужно лишь учитывать, что эта страна уже давно послана нормальными продавцами куда подальше, поэтому приобрести из-за границы желанный фирменный диск легально и без заморочек не получится в любом случае. Обидно, конечно, но уж как есть.
Игра полностью построена на том, чтобы за ручку провести пользователя по знаковым моментам одноимённых книги и фильма, в нужных местах сбавляя ход и позволяя подробно разобраться во всём происходящем. Кстати, именно благодаря ей я наконец-то понял, что такое крестражи, как с ними связан профессор Гораций Слизнорт и что вообще случилось с Альбусом Дамблдором. Думаю, что создатели игры прекрасно понимали вторичность или даже третичность своей работы, поэтому заранее не претендовали на излишнюю оригинальность, что положительно сказалось на качестве получившегося продукта. Наверное, именно так и стоит поступать с произведением, моментально ставшим классикой на все времена — не навредить. То же относится и к музыкальному сопровождению игры, которое представляет собой музыкальные вариации из одноимённой картины. Вот вроде и заглавную мелодию я знаю назубок, и слышал её несколько сотен раз, но она так искусно вплетена в геймплей, что не приелась даже после десятка часов игры. Не иначе, как в моей голове поселился выводок мозгошмыгов, поэтому мне так противно наблюдать орочьи хари вокруг себя.
Сюжетная линия проходится достаточно быстро, у опытного игрока это займёт всего несколько часов, поэтому создатели постарались и приготовили сразу несколько дополнительных активностей, призванных хоть немного увеличить реиграбельность. Титульных времяпровождений, напрямую завязанных на сюжете книги, оказалось три штуки: дуэли, зельеварение и квиддич. Специально под них были сделаны три одноимённых клуба, доступ к заданиям которых можно получить из основного меню, даже не забегая на территорию Хогвардса. Сразу отмечу, что дуэльный клуб показался мне самым простым, и его задания я проходил без особых сложностей. Как только вам станут доступны все боевые заклинания, можно будет использовать мою победную тактику: улучаем момент, когда соперник зазевался, сбиваем его с ног заклятием Экспеллиармус, а затем добить пытающегося встать оппонента в упор заряженным на максимум Остолбеней aka Stupefy. Эта связка сработала безотказно как на чемпионах из магических клубов других факультетов, так и на сильных магах вроде Беллатрисы Лестрейндж, быстро принеся мне уверенность в своих силах и желанные ачивки. Остаётся лишь посетовать на невысокую сложность дуэлей и переходить к описанию следующего клуба.
Процесс зельеварения, должен заметить, мне очень понравился. Перед игроком стоит школьная парта с бурлящим на открытом огне котелком, а вокруг в живописном беспорядке разбросаны разные банки и склянки с волшебными ингредиентами. В состав рецепта могут входить как вполне съедобные вещи вроде сушёного инжира, так и совсем уж неожиданные штучки из колдовского арсенала: слизь флоббер-червя, иглы дикобраза, дрёмоносные бобы. Прямо повеяло на секунду ароматами вашей школьной столовой, верно? Справа на парте лежит открытая книга зелий, откуда мы и будем черпать знания, что, сколько и когда нам необходимо будет сделать для успешной варки. Например, жидкие составляющие нужно будет вливать из колбы в своё варево до тех пор, пока смесь в котелке не приобретёт указанный цвет, а твёрдые «продукты» можно просто брать и кидать с помощью левого стика в нужном количестве. Советую не лезть в пекло и почаще сверяться с рецептом, чтобы не ошибиться в ответственный момент и не пришлось заново переигрывать проваленную миссию.
Стряпню необходимо периодически помешивать или нагревать, часть зелий становятся удобоваримыми лишь после интенсивного встряхивания (не переборщите, иначе бабахнет!), а неумолимый таймер обратного отсчёта не позволит игроку задремать. Возможно, в более ранних играх серии зельеварение уже было реализовано, возможно, что не менее удачно или оригинально, для меня же «Принц-Полукровка» стала своеобразным игровым стартом в нарисованный мир Гарри Поттера. Да, до этого я успел полностью пройти LEGO «Harry Potter Years 1-4» и её продолжение LEGO «Harry Potter Years 5-7», но они всё-таки больше проповедуют пластиковую концепцию LEGO, поэтому сравнивать эти две серии я считаю занятием неблагодарным и даже местами кощунственным. Герой у них один, но подход и реализация разнятся в корне, клянусь бородой Мерлина!
А вот про такую немаловажную часть геймплея, как игра в квиддич, я много хвалебных слов сказать не смогу. Хвала создателям, что они не решились обучать игрока всем премудростям и тонкостям этой без преувеличений интересной и сложной игры, возложив на пользователя единственно доступную роль ловца снитча. Будь то тренировка или собственно матч, от игрока требуется лишь одно: пролететь сквозь максимально возможное число мишеней в форме шестиконечной звезды, постаравшись не пропустить ни единой. Камера выбирает ракурс по собственной воле, поэтому нередко случаются моменты, когда вы уже заранее прицелились в очередную мишень, но перед самым подлётом камера резко дёргается в сторону и вам необходимо моментально скорректировать свой курс. От таких выкрутасов спасает лишь многократное повторение пройденного ранее маршрута (да, он неизменен), дабы количество накопленных за раунд очков перевалило-таки рекордную отметку и вы получили заветные пять звёзд. Занятие не для слабонервных, матч в квиддич против факультета Когтевран, где было необходимо поймать снитч, управляя Джинни Уизли, вкусил немало моей магловской крови, пока шалость наконец не удалась.
На закуску же создатели игры приберегли, как мне кажется, самую длительную и сложную активность: сбор всех спрятанных на территории школы значков Хогвардса. Значки эти могут висеть на стенах в самых неожиданных местах, прятаться в заботливо свёрнутых знамёнах факультетов, таиться в коробках с салютом или валяться в нишах среди зарослей паутины. Часть значков придётся сначала вдребезги разбить с помощью заклинания Вингардиум Левиоса, чтобы вытащить их сквозь решётку, а затем собрать воедино заклятием Репаро. Двадцать пять значков вам необходимо постепенно собрать из мини-значков, щедрой охапкой вываливающихся из отмеченных белым свечением вещей. А десяток значков вам подарят другие ученики школы за выполнение их нехитрых поручений: наказать обидчика или приготовить необходимое зелье. Общее же количество достигает полторы сотни штук, поэтому охотнику за достижениями придётся многократно исследовать локации школы в поисках пропущенного ранее значка, или обращаться за помощью к одному из видеогайдов на Ютубе.
Наверное, самым большим разочарованием для меня стало качество видеороликов, демонстрируемых игроку после очередного продвижения по сюжету. Что характерно, те ролики, что использовали движок игры, смотрелись не так уж и плохо. Посмотрите сами сцены с диалогами героев: они выглядят не лучше и не хуже собственно самого геймплея. А вот мультики, нарисованные без участия движка, невозможно было наблюдать без возгласа отвращения, настолько они контрастировали с остальным наполнением игры. В оформлении этого эссе я использовал два скриншота из таких роликов, опознать вы их сможете самостоятельно и без проблем. Возможно, такое низкое качество и убогая детализация были использованы создателями игры намеренно, с целью на мгновение вернуть игрока в начало двухтысячных. Да, тогда высокое разрешение картинки было доступно лишь ограниченному кругу зажиточных любителей кино, а в этой стране вообще властвовали пиратские сборники «восемь фильмов на одном диске», но я возвращаться в те дни вовсе не желаю, поэтому незачёт и минус пару очков моего личного рейтинга.
Так что же, заслуживает эта старенькая игра того, чтобы современный пользователь потратил на неё невосполнимую частичку собственной жизни? Мой ответ — однозначно, да! Вы ведь, я надеюсь, уже бывали в Хогвартсе? Огромный мир раскинулся перед игроком и буквально жаждет, чтобы его обследовали целиком и полностью. А если в своих поисках вы случайно потеряетесь, не беда: всегда можно призвать на помощь Почти Безголового Ника, который шабашит в роли местного проводника (или правильно будет полупроводника?) Игра классная, музыка шикарна, геймплей затягивает и не отпускает — практически идеальное произведение на тему, если опустить халтурные видеовставки и непослушную камеру. Понимаю, что большинство игроков со мной вряд ли согласятся, но я редко прислушиваюсь к мнению толпы, предпочитая торить собственный путь. Удачи вам и волшебства побольше!
Моя оценка: 8 из 10