«Лев Яшин. Вратарь моей мечты» (2019)
«На пьедестале народной любви»
(слоган фильма)
«Нет и не может быть у спортсмена более сурового судьи, чем он сам.»
(Лев Яшин)
Большинство спортивных драм, посвящённый великим спортсменам, снимаются по одному трафарету: появление — становление — возвышение — падение — преодоление — EPIC WIN! Это вовсе не плохо, большинство спортивных рекордов ставятся также многократным повторением какого-либо действия или приёма, поэтому обычно фильм категории «спортивная драма» выстреливает в прокате беспроигрышно, отбивая затраты и наполняя карманы создателей золотыми гульденами. Также рекомендуется провести подготовительную работу перед премьерой: показать по нескольким телеканалам ролики о создании фильма, пару интервью с актёрами и режиссёром в прайм-тайм, пригласить на вечернее ток-шоу родственников и коллег объекта сюжета — маржинальность проекта может возрасти аж в несколько раз.
А вот у фильма про великого советского футбольного вратаря Льва Яшина я что-то не могу припомнить, была ли хоть какая-то подготовка зрителей и мало-мальски распространённая реклама. Ни плакатов, ни рекламных роликов перед другими фильмами я не видел. Подозреваю, что их не существовало в природе. Может, планировалось применить тактику «нагоним в кинотеатры школоту и стьюдентов», а маржинальный зритель и сам привалит, увидев на афишах известную фамилию? Работа над фильмом, по уверениям разрабов, длилась чуть не пять лет, а про неё знали полтора динамовца и столько же родственников актёров?
Неудивительно, что, если верить Кинопоиску, сборы провалились наглухо, и что теперь скажут спонсоры, обилие которых в титрах выбивает из кресла напрочь. Они что, каждый по миллиончику рублей скидывались? Фильм-то про Льва Яшина, которого в мире знают не хуже, чем Юрия Гагарина. Как будто в школе родители учеников скидывались на выпускной вечер, а потом бац — никто и не пришёл, потому что процентов 80 вообще не знали дату этого мероприятия, а оставшаяся часть и не собиралась. Для подобных блокбастеров была в России даже практика сдвигания мировых премьер на пару недель потом, чтобы успеть срубить хоть что-то.
Сюжет довольно прост. Молодой вратарь хочет играть на уровне его кумира, Хомича, но получается пока не очень в силу молодости и неопытности. Тот замечает перспективного новичка и начинает помогать в тренировках. Потом свадьба с симпатичной девушкой, игры мирового значения, что-то там на уровне Союза и бабах! Проигрыш ответственного матча в Чили. Разгромная статья в газете, тренировки в составе дубля.
Я не шучу, именно так и происходит в фильме. Для человека типа меня, который не знаком с биографией Яшина, не понятно ровным счётом ничего. Такое впечатление, что огромные куски жизни спортсмена проглочены монтажом, или страницы сценария унесло ветром, а копию никто не сделал, поэтому слепили уж как вышло из того, что осталось. Отбил несколько мячей — стал чемпионом Союза, проснулся утром — а тут финал с Югославией за кубок Европы, прилетел домой с победой — а в квартире (чьей?) девчушка лет пяти называет папой. В кадре мелькают лица, которые сразу забываешь по причине того, что не понимаешь, кто это был, да и времени экранного им отведено от силы минуты две.
Фильм оставил достаточно уверенное ощущение скуки от просмотра. Ни драмы, ни музыки, ни даже пафоса, который обычно в подобных лентах просачивается из всех щелей, я так и не увидел. Не знаю, стоит ли его рекомендовать даже фанатам ФК «Динамо». Скучный неудавшийся фильм про когда-то великого вратаря. Решайте сами.
Интересный факт
Консультантами фильма выступили Василий Фролов – вратарь, внук Льва Ивановича Яшина, Антон Шунин — российский футболист, вратарь и капитан московского «Динамо», Владимир Пильгуй – советский футболист, вратарь, преемник Льва Яшина, игрок сборной СССР и клуба московского «Динамо».
Моя оценка: 5 из 10