«Metro: Last Light» (Xbox 360)
Релиз: Северная Америка 14 мая 2013,
Европа и Россия 17 мая 2013
Разработчик: 4A Games
Издатель: Deep Silver
Игра «Metro 2033» сумела привлечь моё внимание и не отпускала всё прохождение, поэтому продолжить своё знакомство с этой серией было вопросом решённым. «Metro: Last Light», которую в России назвали «Метро: Луч Надежды», продолжает историю своей предшественницы, выбрав в качестве каноничной концовку, где Артём наводит ракеты на логово Чёрных и стирает их к едрёне фене из окрестностей станции ВДНХ. Но, как оказалось впоследствии, геноцид враждебной формы жизни не был доведён до абсолюта и один детёныш всё-таки выжил. В своём стремлении уничтожить всё живое на планете люди останавливаться не намерены, поэтому бойня за власть, а заодно и за обладание чудом выжившим экземпляром иной цивилизации, продолжается. Красные против нацистов, Орден против всех, игроки против не самого удобного управления с помощью геймпада — кровища для всех, почти даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!
Цифровая версия «Metro: Last Light» до сих пор доступна в магазине Xbox по цене $9.79 для российских пользователей, на винчестере она занимает почти шесть гигабайт пространства. Для привилегированных обладателей статуса Gold стоимость частенько снижается, особенно во время сезонных распродаж. Я свою версию приобрёл одним паком с «Metro 2033», причём обе игры обошлись мне в смешные сто семьдесят рублей. Также в продаже есть несколько DLC, но необходимость их покупки вызывает логичные сомнения, я вот так и не купил ни одного из доступных. Версия на диске тоже не является редкостью, найти её можно и в российских магазинах, и за рубежом. Разброс цен велик, поэтому можно лишь примерно ориентироваться на тысячу деревянных с учётом доставки, если сильно дешевле — диск может быть запорот, намного дороже — жадность продавца не приведёт его к успеху. Впрочем, настоящего коллекционера не смогут отпугнуть ни высокая стоимость, ни вероятность обмана, поэтому решайте сами.
Итак, опять под землю. Игроку предлагается роль всё того же Артёма, родившегося ещё в мирное время, но всю сознательную жизнь обитающего в метро. Героические поступки Артёма из первой части серии начальство не забыло, готовность к самопожертвованию тоже, поэтому для очередной секретной операции выбирают именно его. Необходимо обнаружить и нейтрализовать замеченного на поверхности детёныша Чёрных, для этого наш герой отправляется на задание в сопровождении симпатичной снайперши Ани. Задание Артёма — привлечь внимание Чёрного, задание Ани — уничтожить цель (а если Чёрный сможет подчинить волю Артёма своей, то целей для стрельбы станет две). Также не стоит забывать о смертельно опасных тварях, блуждающих неподалёку, и людях, которые в своей кровожадности пальму первенства монстрам вряд ли уступят.
Невозможно рассказывать о второй части игры, не упомянув первой и не приводя постоянные сравнения между ними. Так вот, в игре «Metro: Last Light» одиночества стало намного меньше. Если в первой части мы постоянно блуждали по бесконечным коридорам, вздрагивая от неожиданных шорохов и покрываясь холодным потом от детского плача из глубины туннеля, во второй части нас чуть ли не повсеместно кто-нибудь сопровождает. Сначала это Аня, потом нежданный союзник Павел Морозов (да, вы всё правильно поняли про его говорящую фамилию), потом Хан, и так до самого финала. По настоящему одиноких уровней, где игрок предоставлен самому себе и его выживание зависит лишь от навыков владения геймпадом, я смог припомнить всего два. Не скажу, что этот факт расстраивает, но пугающего саспенса по сравнению с предыдущей игрой явно поубавилось.
Доступный герою арсенал претерпел незначительные изменения, из полезных новинок я выделил бы лишь прибор ночного видения, который на одном из уровней чертовски облегчил мне жизнь. Огнестрельных игрушек много, их можно собирать с убитых врагов или покупать у торговцев на станциях. Для поклонников хэндмейда добавилась функция апгрейда оружия, его производят всё те же торговцы в обмен на щедрую порцию золотых патронов. Глушители, различная оптика, дополнительные приклады и магазины с увеличенной ёмкостью — выбрать есть из чего, были бы финансы. Метательные ножи, гранаты двух типов и противопехотные мины тоже помогут в нелёгком деле уничтожения всего живого. А какое удовольствие испытываешь, когда спрячешься в укрытии, а потом беззвучно залепишь беспечно прогуливавшемуся по своим делам монстру арбалетный болт в затылок, даже вспоминать приятно. Да и просто надавать по морде нацисту или коммунисту тоже хорошо, чего уж греха таить, тем более вполне заслуженно и по делу.
Как и в предыдущей игре «Metro 2033», в некоторых локациях «Метро: Луч Надежды» можно обнаружить книги Дмитрия Глуховского с обложками на латинице. Да и вообще, отсылок и пасхалок хоть и не так много, как хотелось бы фанату серии, но они есть. Даже о читающих до сих пор книги старпёрах позаботились, вставив в игру понятного лишь ограниченному числу почитателей русской фантастики персонажа по имени Юрий Семецкий, судьба которого предрешена. Обитателей Замкадья обязательно порадует возможность посетить Мавзолей, дабы лично насладиться зрелищем разложившегося на плесень и мёд вождя, а самые маленькие игроки извергнут фонтан удовольствия при созерцании Анечки, которая решила снять маечку. Лично мне ещё запомнились гитараст Виктор Минчук, надпись на здании «Роисся вперде!» и отсылка в одном из диалогов к стиху Мартина Нимёллера «Когда они пришли…». Уверен, что в игре есть ещё немало интересных и стоящих внимания моментов, которые я за свои два прохождения попросту не смог уловить.
Прохождение уровней достаточно линейное, хотя вариантов обычно имеется не менее двух. Самым простым и логичным является тотальная зачистка от всех враждебных форм жизни, будь они двуногими или передвигающимися на четвереньках, что в итоге приведёт к так называемой «плохой концовке». Для пацифистов имеется вполне православный способ — людей не убивать, монстров не беспокоить, патроны не воровать, к разговорам NPC внимательно прислушиваться и вообще, вести себя как Избранный. Тогда в конце игры мы будем вознаграждены «хорошей концовкой», где почти все жили долго и счастливо, пока до смерти не закачались в гамаках после порции свинины с грибами. В целом я одобряю христианскую политику «не возжелай зла ближнему своему», но тут с упоминаниями «последнего Ангела» и творящимся вокруг беспределом случился явный диссонанс. Впрочем, брызгающие святой водой на танки и канонизирующие узурпаторов власти попы тоже вызывают у меня сомнения в психической состоятельности, так что такое соответствие жизненным реалиям игре даже в плюс.
Атмосфера игры осталась классной, хоть и претерпела заметные изменения. Мистики, видений и прочей необъяснимой чертовщины имеется в избытке, некоторые уровни вообще наполнены потусторонними моментами до краёв. Жизнь случайно выживших после мировой катастрофы людей на станциях резко контрастирует с поверхностью, тут вступают в права извечные желания наживы, власти и самоутверждения за счёт более слабых. Одну из станций превратили в фешенебельный бордельеро, на второй тусуется ворьё и бандиты, а в коридорах между ними сошлись в кровавой масакре истово верующие в Партию, Фюрера или Орден самоубийцы. «Прямо как в нашей школе!», — безапелляционно заявят сейчас повидавшие на своём веку ветераны виртуальных сражений, и в очередной раз окажутся правы.
Мне игра понравилась до такой степени, что было даже немножко жаль удалять её с приставки после второго прохождения. На мой взгляд, большинство нововведений пошли на пользу, да и улучшение графики не заметить просто невозможно. Медленно остывающие после отражения атаки монстров стволы огнемётов, смешной баянист дядя Коля Пожарный и не попадающие в ногу танцовщицы канкана, тянущие за собой руки миллионов безвинно погибших людей и мечущийся по сводам слабый свет от зажигалки — куча моментов из игры запоминается надолго. Остаётся лишь надеяться в глубине души, что весь показанный нам в «Metro: Last Light» апокалипсис останется лишь в воображении авторов и во влажных фантазиях нашего диктатора, не прорвавшись в эту реальность. Счастья вам побольше и хорошего настроения!
Моя оценка: 9 из 10