«Ночной дозор» (2004)
«All That Stands Between Light And Darkness Is The Night Watch»
(слоган фильма)
«— Мам, а вампиры есть?
— Есть, Егор. Это трусливые мальчишки, которые пьют кровь своих родителей.»
(цитата из фильма)
Большинство увиденных мной отзывов в сети на фильм «Ночной Дозор» начинались с одной фразы, правда, в различных интерпретациях — «Книгу не читал и не планирую, а фильм точно отстой». Придётся выделиться из общей массы и заявить, что я с творчеством Сергея Лукьяненко знаком уже давно, сейчас вот специально посмотрел на разворот книжки, оказалось, что она приобретена в таком далёком уже 2001 году. Замечу, что мир Дозоров пришёлся мне по душе изначально, да и до сих пор остаётся одним из самых любимых фантастическим русскоязычным циклом произведений, который могу перечитывать практически неограниченное количество раз, хоть и помню все диалоги и сюжетные ходы чуть ли не наизусть. Поэтому экранизацию первого Дозора я ждал с огромным нетерпением, интерес подогревался вдобавок активной рекламной кампанией и непонятностью, как вообще возможно перенести этот текст на плёнку без ущерба для содержательности и логики.
Ну правда, как? Ведь одно дело представлять сумрак у себя в голове, когда простор для фантазии открывается пугающий, и совсем другое дело визуализировать его для огромного числа зрителей, основная масса которых вообще первый раз в жизни слышит о подобной штуке. Режиссёр Бекмамбетов, запомнившийся лишь своими рекламными роликами, энтузиазма не добавлял, но поддержка Первого канала компенсировала (на тот момент) мою негативную предрасположенность к фильмам российского производства. Поэтому на премьеру в кинотеатре я шёл со смешанными чувствами, и сейчас, спустя почти два десятилетия, решил рассказать о результате просмотра.
Уже давно силы Света и Тьмы заключили Договор, согласно которому все магические воздействия строго регламентируются, дабы не допустить массового кровопролития и прочих неприятных вещей. За исполнением Договора следят так называемые Дозоры, Дневной (силы тьмы) и Ночной (силы света), которые, по понятным причинам, друг с другом не совсем ладят. В московском филиале Ночного Дозора идёт рутинная работа по поимке сошедшего с ума вампира, который нарушает условия Договора и в открытую охотится на людей, насыщая неуёмную жажду крови самого себя и своей подружки. В процессе розыскных мероприятий дозорный Антон Городецкий случайно встречает в метро девушку, над которой нависло ужасное проклятие, и если оно исполнится, произойдёт катастрофа, сопоставимая с трагедией в Чернобыле.
Видите, как сложно связно объяснить сюжетные линии, которые так запросто решили экранизировать? А ведь это я даже ещё не затронул сумрак, Инквизицию, иерархическую структуру Дозоров и противостояние их начальников, которые, как в шахматной партии, разыгрывают дебюты и гамбиты со своими подчинёнными в роли фигур. В фильме же всё преподнесено таким скомканным образом, что даже понять, кто такие Иные, непосвящённому человеку фактически невозможно, что уж говорить про остальное.
Возможно, это было сделано многократно перерабатывавшим сценарий Сергеем Лукьяненко намеренно, дабы увеличить продажи книг, так как переизданий на книжных полках сразу после премьеры появилось великое множество. Что же до меня, то картина не понравилась мне вообще, хоть и есть в ней светлые моменты, за которые я и ставлю не совсем кошмарную оценку. А вот большое количество даже не завуалированной рекламы, невнятная игра многих актёров и несоответствие текста книги и сюжета отнесу к самым явным и катастрофическим промахам создателей фильма. Смотреть или нет — решайте сами, я вот лучше книжку перечитаю ещё разок. Добра вам и света!
Интересный факт
В 2010 году британский журнал Empire опубликовал список ста лучших неанглоязычных фильмов в истории кинематографа. «Ночной Дозор» (2004) занял в нём сотое место.
Моя оценка: 5 из 10