«187» (1997)
«Когда школы становятся зонами войны, то неизбежны столкновения… кто следующий?»
(слоган фильма)
«- Я восхищаюсь тобой. Я, как и ты, когда-то считал мир замечательным местом, где живут по таким же, как у меня, законам. Пока подросток с гвоздём не показал мне, что это я живу в его мире, в котором правит хаос, а не порядок, в котором добродетель не награждается. Таков мир Сезара, и если ты не будешь играть по его правилам, тебе придётся поплатиться».
(цитата из фильма)
Малолетние преступники довольно рано становятся на путь разрушения и насилия, обычно это происходит ещё в начальных классах школы, а уж ближе к выпускному эти «цветы жизни» распускаются во всём своём вонючем великолепии. Они издеваются над одноклассниками, особо выделяя умных ребят, компенсируя таким поведением собственную несостоятельность в интеллектуальном плане, а учителей либо игнорируют, либо пытаются подавить их своей приблатнённой бравадой. Защитники прав детей объясняют это плохим влиянием окружения на малолетнего хулигана, романтизацией тюремных ценностей, желанием и неумением быстрее стать взрослыми, я же считаю иначе. По моему мнению, это просто зверята, с лёгкостью причиняющие страдания окружающим, понимающие только власть силы и подчиняющиеся только более сильному и жестокому вожаку. В кого вырастут эти хищники предугадать довольно просто, хоть и бывают исключения.
Многие школы в разных странах мира представляют собой целые гетто подобных персонажей, где учителя приходят в класс с пистолетом в кармане, ибо защитить себя как-то нужно, ведь закон скорее встанет на сторону «ребёнка». Фильм Кевина Рейнольдса с великолепным Сэмюэлем Л. Джексоном в главной роли рассказывает о жизни учителя в школах неблагополучных кварталов Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, но эти события с тем же успехом могли происходить в школах из российской глубинки или предместий Парижа.
Школьный учитель Трэвор Гарфилд преподаёт в одном из самых трудных учебных заведений Нью-Йорка, где многие ученики уже имеют судимости за тяжкие преступления. Он всячески пытается заинтересовать подростков наукой, вывести их из безразличного состояния, оторвать от преступного мира. В «благодарность» один из учеников поощряет преподавателя несколькими ударами заточкой в спину прямо в коридоре школы.
Чудом выжив, Трэвор не опускает рук и переезжает через всю страну, на восточное побережье, но обнаруживает, что и в Лос-Анджелесе ситуация ничуть не лучше, разве что разговаривают его новые подопечные преимущественно на испанском.
А ведь фильм и правда заставляет задуматься. Как бы вы поступили на месте воспитанного учителя, который бьётся о стену непонимания и агрессии со стороны подростков и не находит поддержки среди коллег? Сможете ли вы абстрагироваться от окружающих подонков, которые стараются выглядеть бандитами, но при любой попытке их остановить угрожают подать в суд, или будете пытаться достичь цели любыми методами, в том числе и незаконными?
Фильм хорош, что уж тут говорить. В первую очередь меня впечатлила игра актёров, тут не чувствуется ноток фальши практически ни в одном из персонажей. В киноленте на удивление мало сцен откровенного насилия, режиссёр добивается напряжения и внимания зрителя мастерски написанными и снятыми диалогами. Саундтреки судить не берусь, так как не люблю и не понимаю подобной музыки, но сцены с музыкальными зарисовками без слов, на мой взгляд, органично вписались в канву повествования. Рекомендую к вдумчивому просмотру.
Занимательный факт
187 — код, обозначающий убийство в Уголовном кодексе штата Калифорния.
Моя оценка: 7 из 10