«Матрица: Воскрешение» (2021)
«Выбор за тобой»
(слоган фильма)
«— Ну, как дела?
— Если этот контакт реален, значит, они взяли мою жизнь и превратили её в видеоигру. Как мои дела? Я не знаю. Я даже не знаю, что такое «знать».
— В том-то и дело. Если мы не знаем, где реальность, нам не выстоять. Они взяли твою историю, которая значила так много для таких как я, и превратили в нечто тривиальное. В этом вся Матрица: превращает в оружие любую идею, любую мечту, всё, что для нас имеет значение.»
(цитата из фильма)
Процесс выбора чего бы то ни было, который мы делаем ежесекундно и не задумываясь, практически всегда предопределён. Можно спорить, что из имеющихся факторов влияет на этот процесс в большей степени — воспитание, образование, религия или обратный захват серотонина. Но отрицать иллюзию свободного выбора зачастую просто глупо и смешно, и рискнувший на подобное святотатство моментально превратится в изгоя общества, нерукопожатную персону или пациента клиники для умалишённых. Нормальные люди сами знают, что им нужно, и давным-давно сделали единственно правильный выбор. Две цепочки «стимул — реакция» и пару сотен новых видосиков «Котятрицы» за восьмой столик, будьте любезны!
Вектор направления могут указать популярные блогеры, грамотно выстроенная система пропаганды, вера в Сверхразум, да просто банальный инстинкт самосохранения. Главное требование при этом — думать как можно меньше, тогда жизнь превращается в идеально сбалансированную рельсовую РПГ, скользить по сюжету которой приятно и даже порой интересно. Фантазию тоже неплохо приглушить, ведь она способна нарушить один из важнейших постулатов счастливого существования, гласящий «многия знания — многия печали». Вы же не планируете умножать познания и скорбь, плодя излишние сущности? Или всё-таки не прочь оценить глубину кроличьей норы?
Порой мы сами даём точку отсчёта своей новой жизни, которая непременно будет совсем другой. Бросить курить с понедельника, уйти с ненавистной работы в начале лета, в следующем году уж точно закрыть зимний семестр до начала НГ — отличное начало координат в совершенно новой вселенной, не находите? Неотличимые от людей боты в соцсетях активно пролайкают ваш ультиматум, своим хайвмайндом доказав состоятельность вашей попытки перейти на новый уровень бытия. Ведь вы уже знаете, что вам нужно, Архитектор загрузил свежие таски в податливый мозг и направил безликих NPC на достижение важнейших KPI.
Геймдизайнер Томас Андерсон живёт в реальности, которой позавидовало бы большинство представителей этого мира. Созданная им трилогия «Матрица» добилась настолько оглушающего успеха, что о ней слышали даже никоим образом не связанные с играми люди. Закономерно, что Томас одинок, вечно печален, а перечень его психических отклонений приводит в восторг любого психотерапевта. Галлюцинации, попытки суицида, непонятное влечение к случайно встреченной в кофейне женщине и постоянное давление со стороны нынешних работодателей, требующих сотворить ремейк популярного детища — вот претендующий на исчерпывающую полноту список составляющих обычного дня Томаса.
Матрица, хорошо знакомая зрителям по первым частям серии, никуда не делась. Она продолжает совершенствоваться, раз за разом проигрывая симуляцию событий прошлого, а немногочисленным людям остаётся лишь быть безмолвными наблюдателями этой игры. Багз и Сека как раз из таких, отключившихся от Матрицы, посмевших вырваться на относительную свободу и пытающихся противостоять машинному разуму в меру своих способностей. Так решил Архитектор, которому необходимо хоть какое-то подобие сопротивления для увеличения количества удовольствия от осознания грандиозности своих замыслов и побед. Да, в этом Архитектор поразительно схож с человеком, недаром он столько времени проводит в общении со своими пешками, профессиональной деформации подвержены даже безупречные строчки кода.
Один из агентов Матрицы, оказавшийся по совместительству программой Морфеус, приводит Багз в бывшую квартиру хакера Нео. Багз вытаскивает новообретённого Морфеуса в реальность, где программы теперь могут существовать в виде физического тела, и немедленно принимается за поиски Нео, в существование которого теперь верит лишь горстка изгоев. Да, вы правильно поняли, геймдизайнер Томас Андерсон и есть тот самый Нео, с заново скомпилированным ядром и почти не тронутым интерфейсом. От разноцветных пилюль мистер Андерсон наотрез отказывается, но в рукаве Матрицы припрятано немало тузов, чтобы убедить непокорного выбрать правильное направление движения.
Не могу даже представить, что творилось в умах многочисленных поклонников франшизы, когда они наконец увидели продолжение фильма на большом экране. Коллективное бессознательное отвергло картину без вариантов, что хорошо иллюстрируют оценки и на IMDB, и на Кинопоиске. Тёплая ламповая ностальгия, обычно являющимся верным средством от тревоги и помогающая понять и принять настоящее, позорно пала ниц перед превосходящими силами разочарованных, оскорблённых и обманутых зрителей. Вам попадался в ленте хоть один выкрик из серии «новая Матрица — отличный фильм»? Мне тоже нет, зато противоположных мнений я видел предостаточно.
Матрица изначально была фильмом не для всех, а уж походя рассуждать о событиях и высказывать отличающееся от других зрителей мнение почиталось за высшее мастерство и просветление. Количество фанфиков от преданных поклонников перевалило все мыслимые границы, корону тупизны периодически примеривали всё новые персонажи, вываливая посты под кликбейтными заголовками «настояшшой сценарий Матрицы найден, читайте скорей!», Вачовски неоднократно заявляли во всеуслышание о законченности истории. Тем интереснее было вновь погрузиться в знакомый с юности питательный раствор, пытаясь переварить самоиронию создателей и попытаться найти новую точку сборки в изменившейся вселенной.
Мне новая «Матрица» очень понравилась. Впрочем, какой ещё реакции от недовольного происходящими снаружи событиями и ищущим утешение в уютных воспоминаниях человека можно было ожидать? Я и от предыдущих версий Матрицы пребывал в перманентном восторге, раз в год обязательно погружаясь в зазеркалье и тщетно пытаясь найти ускользающий смысл своего существования в гениальных картинах Вачовски. Новый фильм мне стал сродни встрече с некогда любимым человеком, которую уже устал ждать, но в которую продолжал верить. Это как травмирующие душу воспоминания, на что способен свободный разум, когда собственная дверь уже распахнулась перед приближающимся забвением. Как мысли о том, что ты тоже когда-то умел летать, но за ненадобностью позабыл, насколько это здорово. Почти прекрасно, если не брать в расчёт время. И не нужно гнобить меня за внезапный приступ меланхолии, если вам фильм активно не понравился — пройдите мимо и простите мне моё счастье. Или не проходите и не прощайте, выбор ведь всегда за вами.
Интересный факт
Песня в первом трейлере — «White Rabbit» группы Jefferson Airplane, написанная под впечатлением от фантастического романа Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». «Матрица» (1999) содержит множество отсылок к истории Страны чудес.
Моя оценка: 8 из 10