«Затерянные» (2024)
«— Давным-давно, Серёга, когда у тебя ещё был такой же мопед, ты свернул не туда. Но пора бы уже очиститься и стать человеком. Сбрось с себя эту пыль, ты же умный парень. Наигрался в этот спектакль: тёлки, тачки, комфорт. Ты же знаешь, что это всё не настоящее. Деньги есть, а ценности в жизни — ноль.»
(цитата из фильма)
«— А что происходит?.. Это квест?
— Вы оказались в этом городе и надо выбираться. Документы у вас — сваливайте!
— Это каким образом?
— Поезжайте на автовокзал, через три часа будут рейсы до Москвы. Я ещё останусь здесь, надо кое-что порешать. И не ведите себя, как сейчас.»
(диалог из фильма)
Жизнь в местной глубинке настолько сильно отличается от будней мегаполиса, что столичного жителя, лишь завидевшего вдалеке провинциальные реалии, непременно возьмёт оторопь. Дело тут, хочу заметить, совсем не в технической отсталости замкадышей, как привычно рассуждают многие городские повесы уже много лет кряду, вовсе нет. И сотовые операторы в деревнях и сёлах нынче работают нормально, и сетевые лавки тут встречаются на каждом шагу, и даже скоростной интернет протянули чуть ли не в каждый дом. Основное отличие кроется в менталитете и взглядах на жизнь вообще, что в глаза не слишком бросается, но в личной беседе с аборигенами выплывает на поверхность уже на первых минутах. Городской житель привык жить своей жизнью, интересоваться тем, что касается лично его и его близких. Пейзане же предпочитают питаться жизнью чужой, собирая слухи и сплетни, высасывая из посторонних эмоции и получая наслаждение от обсуждения пикантных подробностей бытия окружающих.
Зайдите, к примеру, в пункт выдачи сетевого супермаркета в любом сельском захолустье, куда вы приехали отдохнуть у родителей. Девушку, выдающую вам заказ, вы скорее всего не будете знать даже по имени, да и ни к чему вам окажутся такие знания, не ваше ведь это дело, в конце концов. А вот эта самая девушка, если она местная жительница, будет знать о вас всё: имя, фамилию, номер квартиры, пробег на спидометре за прошлый месяц, сексуальные пристрастия и прочую очень важную для неё информацию. Откуда? Да от таких же, как она.
Неспроста пользователи соцсетей заметили, что самым страшным и безбашенным комментатором обычно является тот, на чьей аватарке красуется фоточка клумбы с пионами, или георгинами, или что там обычно выращивают в палисаднике. Именно их ртами сегодня произносятся самые людоедские вещи на свете, и да, из этих семей появилось на свет большинство кровопийц, топчущих сейчас землю другой страны и убивающих её жителей за вознаграждение от своего верховного орка. Не подумайте, я вовсе не хочу облыжно обвинять провинциалов во всех смертных грехах скопом, просто время «милых русских деревенек» из стихов Есенина ушло безвозвратно. Здесь нынче тоже страшно.
Этот страх, ненавязчивый и липкий, я почувствовал чуть ли не с первых минут просмотра «Затерянных», и затем этот страх и предвкушение опасности лишь усиливались. Казалось бы — ну что может предвещать опасность для москвичей, по служебным обязанностям выбравшихся из мегаполиса в провинцию? Ну да, большую часть экранного времени герои картины шилыгаются по городу, чертовски напоминающему поселение Rock and Roll Heaven из рассказа Стивена Кинга «Then you know they’ve got a hell of a band», у нас издававшийся под названием «Рок-н-ролл никогда не умрёт». Сергей, один из главных персонажей фильма, так вообще в этом месте чувствует себя, как рыба в воде. Он сам родился и вырос в подобном месте, можно сказать, плоть от плоти. Но вот Андрей, ещё один наш герой, командировке был сразу не рад, и творящаяся с ним и его коллегами в этой глухомани мистика лишь подтверждает обоснованность его опасений.
Конечно, основная прелесть картины заключается вовсе не в детальном раскрытии нюансов противостояния городских и деревенских, любителям подобных историй лучше в очередной раз пересмотреть затёртый до дыр диск с «Бумером». Тут же на первый план выходит постепенная утрата героями привычных ценностей и правил, которые в итоге приводят к полной потере связи с реальностью. А это, как вы понимаете, уже сигнал для окружающих об уязвимости, и ей непременно воспользуются. Добить слабого или унизить воспитанного тут издревле считается чуть ли не удалью молодецкой.
Вот и бродит троица персонажей по городу, всюду натыкаясь на очередное проявление хаоса. Зашёл в магазин воды купить — а они только с наличкой работают, потрусил к банкомату — а он неисправен, хоть карту и сожрал с аппетитом. И сотовые тут не ловят, и полиция занимается чем-то непонятным, и люди ведут себя, мягко говоря, странно. Ещё и завтрашний парад этот, про который неизменно упоминают все встреченные ими местные — что вообще происходит? Похоже, что нашим горемыкам помочь сможет лишь девчушка куртизанистого вида, сразу после знакомства зачем-то потащившая их на рандеву со своим отцом. Слушайте, может, ну их нафиг, такие приключения?
Фильм получился неожиданно сильным, да ещё и с отчётливым послевкусием. После просмотра я ещё минут двадцать прокручивал в голове сцены и заново сопоставлял их с теперь уже известной мне развязкой, получая удовольствие и открывая для себя новые грани. Сюжет я воспринял как некий шарж, уменьшенную копию одного государства, в погоне за мнимым мировым господством ныне погружающимся в пучину средневековья. И ведь действительно — жители только рады такому обстоятельству, стройными шеренгами вышагивая на погост, да с духовым оркестром! Нужно лишь смириться с неизбежным, дать трясине сомкнуть свои холодящие объятья над твоей макушкой и не противиться таким манящим голосам, зовущим тебя влиться в их дружный коллектив. Но нет, я ещё побарахтаюсь, уж извините. А фильм хороший, без дураков.
Интересный факт
Сюжет основан на реальных событиях. По словам режиссёра Романа Каримова, он с друзьями во время осмотра локаций попал в похожую ситуацию.
Моя оценка: 7 из 10