«BioShock Infinite» (Xbox 360)
Релиз: 26 марта 2013
Разработчик: Irrational Games
Издатель: 2K Games
Многогранность и непредсказуемость окружающего нас мира уже не вызывает сомнений даже у истово верующих в царя-батюшку дебилоидов, что уж там говорить об умеющих думать и анализировать людях. Ситуация с многополярностью событий, когда после определённой точки бифуркации во времени пространство делится на несколько параллельно текущих реальностей с отличающимися вариантами развития событий, многократно обыгрывалось и в книжках, и в кино, да и просто в головах обывателей. Приходилось ведь вам перед сном задумываться, а что было бы, найди вы в необходимый момент нужные слова или не возьми вы в руки повестку? А вдруг такое событие и впрямь произошло, только не с вами, а с другими вами, из параллельной вселенной? И как было бы интересно понаблюдать за собственноручно реализованными мечтами, пусть даже не в этом мире, согласны? Конечно, не каждые грёзы на поверку окажутся такими уж добрыми и милосердными, но само значение добра и зла частенько оказывается вовсе не константой. Злой — это ведь почти что как добрый, только без отвлекающих лжи и лицемерия, возьми хоть того же Терминатора или капитана Джека Воробья. Сегодня я попытаюсь связно рассказать про игру «BioShock Infinite», которая хоть и относится к жанру шутеров, но взорвать мозг своим глубоким и продуманным сюжетом способна даже матёрому эрпэгэшнику.
Обзываться, конечно же, нехорошо и вообще является признаком дурного воспитания и скверного характера, но назвать издателей игры «BioShock Infinite» иначе, чем жадины-говядины, я просто не могу. Судите сами: сама цифровая копия игры до сих пор висит в официальном магазине с ценником $20.37, что само по себе ни капельки не гуманно. Мало того, два имеющихся в наличии DLC, «Clash in the Clouds» и «Burial at Sea», тоже стоят ни фига не дёшево, хоть продавец и милостиво соглашается уступить их оба всего-то за $10.63 при условии покупки «BioShock Infinite Season Pass». Итого получается более тридцатки хороших денег за полную версию игры, которая вот уже в следующем году отметит десятилетие с момента своего появления на рынке. Ну вот не жадины ли, в самом-то деле?! Правда, на вторичном рынке цены вполне доступные, физическую копию игры сейчас можно найти рублей за семьсот или около того, онлайн-барахолки или маленькие пристанища чокнутых игроманов вам в помощь. Я так и вовсе поступил самым наглым образом, приобретя на известном ресурсе общий аккаунт за несколько десятков бесполезных бумажек, чем не горжусь, но вынужденно констатирую факт. Ищущий да обрящет — так ведь говорят в одной интересной книжке про Создателя и Веру, правильно?
Про веру я упомянул неспроста, сюжет насквозь пронизан библейскими мотивами и прочей религиозной чепухой, в которую истово верят вроде как взрослые и адекватные на первый взгляд люди. Ничуть их за такое не осуждаю, надеюсь, в ответ они меня тоже простят за святотатство (так ведь называются на их языке стремление к прогрессу и вера в человеческий разум?) Создатели игры вообще поступили достаточно смело на мой предвзятый взгляд — замешали между собой незыблемые постулаты из священных для христиан книг, которыми нельзя поступаться ни в коем случае, и богатство выбора жизненного пути обычного человека, поступки которого не предопределены религиозными убеждениями или политическими взглядами. Или всё-таки предопределены и никакого выбора в реальности не существует, а всё это лишь попытки ущемлённого разума вернуть себе видимость контроля над бренным телом? Букер ДеВитт, главный герой игры, предпочитает особо не заморачиваться раздумьями и поиском вселенского смысла, справедливо предполагая, что умирать сегодня — страшно, а когда-нибудь — очень даже ничего.
В первой же сцене нашего протагониста везут в лодке навстречу шторму и мелькающему вдали маяку парочка непонятных личностей, обсуждающие спасение девушки по имени Элизабет. Кто эта Элизабет, что это за маяк, что это за личности в дождевиках и, в конце концов, при чём здесь собственно наш герой — непонятно, но уже чертовски интересно! Дальше больше, попав на этот самый маяк, герой не задерживается надолго и, оседлав дышащую огнём реактивных двигателей стимпанковскую ракету, отправляется на небеса. Точнее, в летающий город-государство «Колумбия», который парит над землёй и пока не собирается низвергнуться оттуда на головы ошеломлённых планетарных ротозеев. Построил этот город некто Закари Комсток, которого благодарные жители Колумбии заживо причислили к лику святых, а от территории Американских Штатов это поселение отделилось самым логичным и парадоксальным способом — оно улетело. Учись, таксист Вовка-путлер из параллельного мира, даже референдумов проводить не пришлось!
Жители Колумбии на первый взгляд напоминают обитателей некоей утопии, где всё чинно-благородно, жизнь течёт по своим стимпанковским законам, а непомерное счастье гарантированно всем и каждому. Но это лишь на первый взгляд, а ларчик всеобщей благодати открывается просто — население Колумбии прошло через сито тщательной сегрегации по расовому признаку и принадлежности к высшим слоям общества, сформировав две основные касты. Первая наслаждается жизнью, молясь на фигуры Закари и отцов-основателей, вторая же влачит жалкое существование низкооплачиваемой рабочей силы. Вторых такая судьба не очень устраивает, они даже создали движение «Vox Populi» для сопротивления угнетателям, только «Глас» этот быстро затухает под ударами дубинок полицейских, коих в Колумбии хоть отбавляй. Знакомая ситуация, не правда ли — одни настолько великие и незаменимые, что дышать от гордости некогда, а вторые им вечно должны и вообще замёрзнут без присмотра? Признаки монархического государства-изгоя с чётко выстроенным конвейером по уничтожению инакомыслящих и обязательными статуями самодержца во всех общественных туалетах и кабинетах прослеживаются без труда.
Рассказывать остальные перипетии сюжета я считаю излишним и попросту непорядочным занятием, ибо игра не раз и не два меняет градус настроения на противоположный. То, что несколько десятков минут назад казалось шуткой создателей или малозначительным диалогом, оказывается вдруг мрачным предвестником очередной тайны из прошлого героя. Основной же сюрприз ждёт внимательного и благодарного игрока в самом конце, когда открывшиеся наконец обстоятельства заставляют рот распахнуться от изумления. Честно говоря, я вообще не ожидал, что банальный с виду шутер окажется таким глубоким и продуманным. Хотя и собственно стрельбы по движущимся мишеням здесь в избытке, причём геймплей живо напомнил мне «Dishonored», где тоже вовсю приходится применять и навыки быстрой перезарядки, и магические пассы свободной от ствола рукой. Куча трупов растёт закономерно быстро, ибо против нашего героя выступает целая армия, поэтому любой уровень под конец сражения олицетворяет собой строчки «три тонны удобрения для вражеских полей — сорок человечков или восемь лошадей». И нет, скрытное прохождение здесь не приветствуется, убей всех или умри сам.
Особого упоминания безусловно заслуживает графическая составляющая «BioShock Infinite», которую я не задумываясь назову идеальной. Даже монохромные сцены флешбеков Букера выглядят классно, а уж тщательно прорисованные улицы Колумбии или кат-сцены с участием Элизабет и Соловья прекрасны без преувеличения. Перестрелки с солдатами в форме начала прошлого века или призраками на кладбище, бои с участием барражирующих дирижаблей или киборгов, открываемые Элизабет разрывы в пространстве и времени и выпестованные фантазией создателей машины самого футуристического облика — ну как тут не влюбиться в этот мир? Но любоваться всей этой красотой решительно некогда, выпил энергетик и снова в бой, цепляясь крюком за Скай-Лайн и поливая врагов свинцовым дождём с высоты. Да, ребята, это совсем не «Принц пенсии», хоть фоновая музыка и создавала пару раз подобный настрой.
А отдельным бриллиантом в подобающем обрамлении стала для меня Элизабет, что в принципе закономерно, учитывая моё неравнодушие к подобным взбалмошным, но дьявольски красивым девицам. «BioShock Infinite» — именно та игра, где за свою подопечную стараешься сражаться до последнего патрона, судорожно нажимая курок геймпада на потемневшем уже экране. Кстати, процесс респауна тоже не обходится без участия этой красотки. Элизабет обладает способностью взламывать замки и сейфы, для этого нужно лишь собрать нужное количество отмычек и приблизиться к цели, дальше медвежатница всё сделает сама. На самых ожесточённых и бескомпромиссных аренах, когда полчища врагов сыплются на вас, как монпансье из опрокинутой коробки, Элизабет может открыть разрывы пространства и вытащить на свет Б*жий пулемётную турель или шагающего киборга в помощь нашему герою. Да, ненадолго, но, как говорил старшина Васьков, «за ту секундочку до гробовой доски положено водкой поить». От врагов Элизабет прячется вполне проворно, не забывая периодически подбрасывать Букеру то патроны, то пару звонких монет. Замечательная девчушка, за такую и жизнь отдать вообще не жалко.
Конечно же, тут есть и проверенные временем фишки вроде прокачки оружия за игровые деньги или просмотр всех попавшихся на пути кинетоскопов для получения заветной ачивки, но основной прелестью «BioShock Infinite» лично для меня стал всё-таки сюжет. Лихо закрученный, насыщенный флешбеками, балансирующий порой на грани помешательства и с зубодробительной концовкой — ну разве не прелесть?! Обожающие фантастику люди попросту не смогут остаться равнодушными, да и любители примерить на себя шкуру ложного пастыря и залить свинцом пространство останутся довольны динамикой сражений и красотой пейзажа. Тем же, кто так и не смог разобраться в переплетении жизненных линий ключевых персонажей, рекомендую обратиться к разборам сюжета на Ютуб или Вики, но только после самостоятельного прохождения игры. В будущем я обязательно приобрету полную версию игры с дополнениями (хотя, возможно, уже для другой консоли) и с удовольствием отправлюсь на Колумбию ещё этак часиков на сорок-пятьдесят. Удачи вам, незнакомые друзья, и мирного неба над головой!
Моя оценка: 10 из 10