«Игра в правду» (2013)
«Комедия для взрослых по-французски»
(слоган фильма)
«— Скажи честно — пьёшь каждый день?
— Я понемножку: утром проснуться, вечером уснуть.
— Что-то странная какая-то утка, на курицу похожа…
— Это у неё осложнение после птичьего гриппа!
— Марик, нас подставили! Это не утка, это тупая мороженая курица!
— Зато она воспитывалась среди уток!
— А яблочки почему такие маленькие?!
— Райские! Маленький рай — маленькие яблочки.»
(цитата из фильма)
Период юности и взросления моих ровесников пришёлся именно на то непонятное безвременье, которое сейчас принято именовать «девяностыми» и вспоминать с чувством лёгкой ностальгии. Спросите у нас даже сейчас про те годы, сами увидите, как у потрёпанных жизнью мальчишек и девчонок резко меняется тембр голоса, влажнеют глаза и наливаются воспоминаниями мысли. Умеренная доза алкоголя и компания закадычных приятелей в такой ситуации послужит катализатором, после которого воспоминания хлынут потоком из давно заброшенного и поросшего ряской пруда на окраинах памяти. Ноги подкашиваются, зрение мутнеет, щёлк — и пациент уже в полёте.
А как может быть иначе, если речь идёт о лучших годах нашей жизни, которые пришлись аккурат на студенческие годы? Да, тогда всё было проще и честнее, а ведь это крайне важно — быть честным. Мы имели что-то общее, чтобы понимать друг друга, и чем-то отличались, чтобы любить друг друга. И всё это прямо здесь и сейчас, напиваешься ли ты с друзьями вместо похода на лекцию или влюбляешься во встреченную в студенческой столовке девушку. Здесь и сейчас, а большего и не нужно.
Уже потом, после выпуска, мы разлетаемся по сторонам подобно выпущенной из дробовика картечи. Сначала все дробинки летят очень близким пучком, помогая другим и поддерживая отношения между членами группы. Но потом, со временем, разброс траекторий полёта может стать катастрофически огромным. Шумные встречи выпускников переходят в небольшие междусобойчики, да и то не у всех. Постепенно приходит понимание, что эти встречи старых бывших друзей-не-разлей-вода не так-то уж и необходимы. Всего лет двадцать не виделись, о чём говорить-то?
Важно не упустить этот момент, когда только начинает проявляться желание сделать первый в жизни перерыв в общении с друзьями родом из юности. Потом ты напрочь забываешь, как и о чём вообще разговаривать с этими ставшими вдруг чужими людьми, а самое главное — на хрена?! Родители продолжают говорить тебе, что ты красивый, потому что ты чем-то похож на человека, которого они полюбили. Потом уходят и они, оставляя дверь в твою душу незапертой. В неё никогда никто не стучался, разве что комендант общаги, а теперь и некому уже. Лишь редкие встречи с тенями существ, чем-то напоминающих твоих лучших друзей, на пару часов выхватывает сознание из липкой суеты серых будней, да алкоголь всегда составит компанию добровольного одиночества.
Трое бывших однокурсников разлетелись очень далеко друг от друга, но общение периодически поддерживают. Марк чем-то там успешно торгует и находится в состоянии перманентного развода, затыкая пробоины в душе сиюминутными связями с легкодоступными девицами. Генка вроде как счастлив в браке, у него двое детей и на горизонте уже маячит третий, но свербящее чувство не даёт ему расслабиться. А хозяин квартиры Толик просто напивается в одиночестве, хоть и является неплохим физиком и даже преподаёт в альма-матер. Именно Толик является инициатором сегодняшней встречи, на которую он втайне от всех пригласил ещё одну гостью.
Майя (или Майка, как её называли в институте) — гостья непростая. Своей красотой и обаянием она успела вскружить головы не только этой троице престарелых мушкетёров, но чуть ли не всему их потоку. Правда, потом их пути резко разошлись, Майка перевелась в Москву и с тех пор не общалась ни с кем из ребят. Хотя нет, почему ни с кем — с Толиком она пообщаться успела, ведь смог же он каким-то образом пригласить эту недоступную красавицу на встречу выпускников, верно? Марк и Генка уже трясутся в предвкушении встречи, забытые вроде эмоции вернулись незамедлительно, и Толик распахивает входную дверь.
Про фильмы дяди Вити Шамирова я привык говорить только хорошие вещи, в этот раз без них тоже не обойдётся. Картина начинается как комедия отношений, а затем плавно перетекает в такую драму, что просто диву даёшься накалу страстей. За диалогами персонажей я следил неотрывно, многие фразы хотелось незамедлительно записывать, дабы потом использовать их в реальных встречах с близкими мне людьми. А свои гештальты персонажи закрывают с такой силой, что со стен штукатурка сыплется, и это вовсе не преувеличение.
Если вы тоже входите в целевую аудиторию картин Шамирова, настоятельно рекомендую вам лично насладиться пинг-понгом из фраз и непередаваемой атмосферой, которой хочется наслаждаться как можно дольше. Куценко и Юшкевич в таких картинах предсказуемо великолепны, Марьянов хорош, Апексимова на любителя. Двери распахнуты, души тоже, чувства наголо, отступать — чёрта с два! «Почему же оценка не максимальная?», — спросите вы. Видимо, где-то произошёл перебор, хотя не уверен. Дядя Витя, пишите глубже, мы взволнованы!
Интересный факт
Фильм снят по мотивам одноимённого спектакля «Независимого театрального проекта».
Моя оценка: 8 из 10