«Качели» (2008)
«Ваши чувства на пределе»
(слоган фильма)
«— Скажи, а ты вот так вечно будешь за мной ходить и рассказывать мне, что я должна? Да, как папа? Я уже не твоя жена, Серёж, я ушла от тебя! Ты понимаешь, что ты меня достал? Серёж, ты меня просто достал своей любовью! Очень правильный ты, только мне это не нужно.
— А чего тебе нужно-то?
— Любить.»
(цитата из фильма)
Многие люди склонны сводить все причины семейных проблем к сексу, что с моей точки зрения является даже оправданным и логичным способом обнаружить самые вопиющие проблемы, причём достаточно быстро и качественно. Человек ведь, в конце концов, так и остался животным, хоть и высокоразвитым. Остудить свои запросы в эмоциональной сфере, снизив их до простейших потребностей, хватает порой для погружения в нирвану спокойствия и блаженства. Но жизнь может преподнести совсем иную ситуацию, где скучковавшиеся в одном углу шахматной доски фигуры создают патовую для обеих сторон партию и каждый ход приоткрывает завесу над новыми горизонтами боли и мук. Примерно такая позиция выстроилась в фильме «Качели», где пятёрка основных героев обречённо ищет выход. Найдёт ли?
Персонаж первый — Серёжа, он же Кувалда. Олицетворение идеала тех женщин, которые мечтают о муже, с которым «как за каменной стеной». Служит в какой-то силовой структуре на должности «Халк крушить, Халк ломать», причём Серёже не особенно-то и важно, что именно в этот раз ломать — чужие жизни, искренние чувства, посуду или лицевые кости. Сам Кувалда мечтает о нормальных семье и доме, чтоб как у всех, и в комплекте обязательно тапочки и борщ. Своих жену и дочь он очень любит, для него они непременные атрибуты тихой гавани, куда приятно возвращаться после с честью выполненной миссии, подлатать паруса и залечить пробоины в борту.
Героиня вторая, Таня. Ищет себя и никак не может найти в этой жизни, которая внезапно оказалась намного приземлённее, чем в проглоченных ею в юности романах. Опробованные роли хорошей матери и верной жены показались Тане скучными и банальными, роль боевой подруги избалованного ребёнка, которая по совместительству ему же приходится матерью, тоже не принесла удовлетворения. Подобное непостоянство выбранного курса хорошо только в молодости, которую Таня давно уже переросла, а в более зрелом возрасте врождённая способность портить всем окружающим жизнь одним лишь фактом своего присутствия закономерно приводит к одиночеству. Ей просто нужно любить кого-то, хотя бы себя для начала.
Фигура третья, разлучная. Зовут его Корнилов, хотя в пылу своих ссор Серёжа и Таня чаще используют эпитет «этот». «Всё из-за этого, что ли?!» Украшенный сединой и мимическими морщинами мальчишка, которому нужна по большому счёту не жена, а мама. Напускная беззащитность и ярко выраженная инфантильность отлично коррелируют с наркотической зависимостью, являя миру умелого манипулятора и шантажиста, хоть и с развитой эмпатией. В картине показан нечёткими мазками, но даже увиденного с лихвой хватает для того, чтобы отказать ему в сочувствии и моментально занести в список плохишей.
Фигура четвёртая, страдательная. Зовут барышню Инна Максимовна, она преподаёт танцы и тайно (как ей самой кажется) влюблена в Серёжу, отца одной из своих подопечных. Выставлять напоказ свои чувства Инна Максимовна не спешит, отправлять открытку с бессмертными строками «Я к вам пишу — чего же боле?..» тоже не её вариант, поэтому лишь тихо страдает немножко в стороне от эпицентра. Но счесть Инну Максимовну слабачкой или трусихой будет по крайней мере ошибочно, в её кудрявой головке уже давно сформирована картина идеальной для неё семьи, где Серёжа и Лена прочно занимают места мужа и дочери соответственно. Если вам доводилось общаться с такими доведёнными до отчаяния одинокими созданиями, вы сможете по достоинству оценить потенциальную энергию спящего вулкана.
И наконец пятая героиня, Леночка, дочь Серёжи и Тани. На мой взгляд, эта фигура на доске самая непредсказуемая и одновременно самая уязвимая. Её могут использовать как проходную пешку, проведя в королевы и сделав главенствующим фактором давления на противника, а могут безжалостно подставить под удар судьбы, справедливо полагая, что ещё есть время сделать других подобных Леночек. Разменная фигура, не более того, но с пронзительными глазами, в которых отражаются раскачивающиеся на своих эмоциональных качелях близкие люди, и отражаются не в самом выгодном ракурсе.
На этом, в принципе, рассказ о картине можно считать законченным, дальше следуют лишь поднимающийся градус накала страстей и выматывающие душу метания героев туда-сюда. Это ведь только в умных книжках по физике полярно заряженные частицы насмерть притягиваются друг к другу и продолжают существовать в этом агрегатном состоянии бесконечно долго. А в реальной жизни одному всегда приходится подстраиваться под другого, чем-то жертвовать, отрывая целые пласты своей собственной драгоценной жизни и безжалостно выбрасывая их на помойку, лишь бы партнёру было хорошо и уютно. Да и полноте, а точно партнёру нужно такое самопожертвование, или ему достаточно, чтобы семейная жизнь хотя бы внешне соответствовала нарисованной у него в голове картине?
Фильм хорош уже тем, что после просмотра его хочется обсуждать до хрипоты в подходящей компании, пытаясь оправдать всех без исключения участников событий. Ладно, оправдывать Корнилова хочется, как говорил Борат, «НЕ ОЧЕНЬ», но вот всех остальных — очень даже очень. Выбивает из колеи разве что концовка картины, честно говоря, я ожидал чего-то другого. Но кто я такой, в конце концов, чтобы давать советы гроссмейстеру? Всего лишь ещё одна битая фигура, которую небрежно смахнули с доски и небрежно бросили в пыльный ящик забвения. Счастья вам, и научитесь уже вовремя отпускать, а то что вы, блин, как эти самые?!
Интересный факт
Многие критики так и не смогли расслышать в фильме ничего полезного или стоящего их драгоценного внимания, кроме пары песен группы «Сплин». Возможно, оно и к лучшему.
Моя оценка: 8 из 10