«Карп отмороженный» (2017)
«Пришло время оттаять»
(слоган фильма)
«— Это Олег, что ль, был?
— Да.
— А-а… А чего так рано уехал, а?
— Ну дела у него, дела.
— От, здрасте пожалуйста, деловой! Вот так вот, помрёшь — а тебя и похоронить некогда.
— Вот это точно…»
(цитата из фильма)
Как бы ни старались кичиться первые люди государства российского, как бы ни надували щёки на второстепенных и мало кому интересных саммитах, как бы ни грозили всему миру свежевыдуманной Царь-ракетой из детской раскраски, Россия была и остаётся на самых задворках цивилизации. Да, некоторые граждане успели выучить слова «хэштег» и «априори», многие из них даже понимают значение данных слов и могут себе позволить водить хорошую дорогую иномарку. Но попробуйте проехать на машине по трассе и посмотреть на деревни и сёла, в изобилии раскинувшиеся вдоль дороги. А, вам уже доводилось? Поделимся друг с другом впечатлениями?

Для примера предлагаю самую известную дорогу с многообещающим наименованием «Россия», на середине которой шаверма превращается в шаурму, а бордюр преобразуется в поребрик. Ага, та самая М-10, что соединяет между собой вечно сопливый Питер и похожую на чайхану Москву. Осмотритесь по сторонам, не торопитесь, приглядитесь к этим скособоченным и обветшалым деревянным строениям, населённым непонятно как выжившими людьми. Теми людьми, которые напрочь отсутствуют в хрониках событий и бодрой статистике всеобщего процветания, которые давно уже стали для государства «нолями на палочке». Да что там для государства, их дети чураются родства и заглядывают в родные пенаты лишь на похороны очередного ушедшего навсегда родственника.

А вот поди ж ты, остались ещё такие россияне, выжившие несмотря на. Когда-то они были нужны своей стране (ну, или они просто привыкли так думать), выполняли свою работу и растили детей. Правда, в сердцах обитателей этих забытых цивилизацией мест уже тогда пряталась непонятная тревога, поэтому своих детей они всеми правдами и неправдами пытались из этого болота вытолкнуть на поверхность. Это сейчас сумевшие заработать денег россияне в первую очередь обустраивают себе гнёздышко в нормальной стране, тогда за счастье было, чтобы ребёнок просто уехал учиться в большой город и смог там зацепиться. А здесь на зимовку оставались лишь пенсионеры и алкоголики, продолжающие влачить жалкое существование прижизненно похороненных и забытых.

Мимо картин, социальный посыл которых намного превосходит их же визуальное наполнение, я искренне стараюсь не проходить мимо. С ранних лет мне были близки и интересны такие опыты над человеческим бессознательным, а уж делать свои выводы о людях на основании их впечатлений от подобных фильмов одно удовольствие. А уж когда режиссёр вместе со своей командой начинают отчаянно давить педаль в пол и оперировать самыми болезненными для человека понятиями, вроде брошенных доживать свой век в провинции родителей, кино обычно получается или на разрыв аорты, или на подрыв пукана. Достойный выбор для интересного вечера, вы не находите?

Бывшая учительница литературы Елена Михайловна, которую по вполне понятным причинам знает почти каждый житель захолустного селения, доживает свой век в старинном деревянном бараке и одиночестве. Её сын Олег давно переехал в Москву и прочно завяз в своём бизнес-тренинге, мать навещает редко, а общаться с ней ему откровенно скучно. Ну не за воспоминаниями же о счастливой поре своей юности и первой влюблённости отправляться в родное село, даже дорога в которое петляет среди сосен и елей и того гляди заведёт прямиком в гости к болотной Кикиморе или Наташке-алкогольвице.

Елена Михайловна привыкла заранее заботиться обо всех нюансах или возможных неувязках, поэтому даже известие о своей скорой смерти встречает с улыбкой. Она берёт в руки самодельную тачку и отправляется в увлекательное путешествие по маршруту «Морг — ЗАГС — Гробовщик — Кладбище — Продуктовый», чтобы заранее собрать необходимые бумажки и подойти к финалу жизни максимально подготовленной. Покрошить салаты для поминок ей поможет закадычная соседка Людмила, ей же можно доверить ответственную и важную миссию Проводницы в мир иной. Только вот не вовремя размороженный карп, бьющийся в раковине и требующий внимания, вносит свои коррективы в жизнь старушки.

Картина меня заинтересовала и оставила целый ворох неразобранных в своё время эмоциональных качелей и незакрытых гештальтов. Скажите, часто ли вам приходилось задумываться, а много ли вы знаете о своих родителях? Понятное дело, что часто посещать авторитарных и пытающихся подчинить своей власти предков вовсе не хочется, если ещё свежи раны запретной для тебя любви или чего-то подобного. Просто большинство из них уже давно не те сильные и смелые люди, которые отложились в нашей памяти, многих из них жизнь переломила через колено много лет назад, обнулив и наградив несъёмными кандалами. Позвоните им или навестите, возможно, это нужно вам всем.

Из создателей картины, помимо великолепных актёров, я хотел бы ещё отметить оператора. Настолько точно и филигранно подмеченные кусочки жизни в провинции мне доводилось редко встречать в современном кино, разве что «Свадьба» Павла Лунгина приходит на ум, да и всё пожалуй. Металлический конструктор на болтах и гайках, раскладная подставка для книг, игра «Электроника» и журнал «Наука и жизнь» — все эти нехитрые мальчишеские сокровища, вроде бы невзначай затесавшиеся в кадре, добавляли реализма и повышали градус настроения. Или просто я теперь скупее стал в желаньях, что даже демонстрация атавизмов и рудиментов ушедшего века пробуждает в душе забытый трепет? Так или иначе — спасибо вам за экскурс в мой детство, было здорово.

Актрисы предсказуемо прекрасны в своих ипостасях, особенно классный получился образ у Алисы Бруновны Фрейндлих. Миронов первую половину фильма играет сумбурно и второпях, словно спеша закрыть какие-то свои гештальты. И в то же время от его персонажа веет этой вынесенной в заглавие картины замороженностью, холодностью. Лишь во второй половине картины я увидел-таки проявление эмоций Олега, и это было великолепно. Неожиданные амплуа, блестяще сыгранные эпизодические роли работницы паспортного стола и продавщицы в продуктовом — почему же оценка не максимальна? А вот не хватило мне собранности сюжета и общей связности повествования, которые незамедлительно отправили бы картину в пантеон современной классики. К мастерам с «блатными» номерами и требования иные, тут уж не обессудьте.
Интересный факт
Евгений Миронов отказался от дублёра для съёмок сцены купания в реке и купался сам, температура воды была 8 градусов, а температура воздуха 0. Режиссер снял сцену с одного дубля.
Моя оценка: 7 из 10