«Дом странных детей мисс Перегрин» (2016)
«Stay peculiar»
(слоган фильма)
«— Я не… На вас упала бомба в тысяча девятьсот сорок третьем.
— Сейчас тысяча девятьсот сорок третий.
— Третье сентября, если быть точным.
— Целый день, каждый день — это наша петля.»
(цитата из фильма)
Что в мире дикой природы, что в человеческом сообществе (которое от животного мира отличается разве что названием), быть непохожей на остальных особью крайне опасно для физического и психического здоровья. Любой непривычный окружающим атрибут, будь то ум, способность сопереживать или особенный дар видеть чудовищ, в лучшем случае вызовут болезненный интерес со стороны марширующей в едином порыве к выбранной вождём цели аудитории. Да, вы не ослышались — это в лучшем случае, когда посмевшему выделиться индивидууму грозит лишь остракизм и публичное осмеяние с пожизненным зачислением в группу городских сумасшедших и ежедневными подначками с целью вывести из равновесия. Обычно же последствия гораздо травматичнее, даже в стае ворон желание физически уничтожить отличающуюся лишь цветом соплеменницу превалирует над прочими инстинктами, а человек гораздо подлее и изобретательнее этих птиц.
Правда, и у людей существует жизненный период, когда желание выделиться из общей массы может быть похвальным и даже обязательным. Я сейчас говорю о периоде позднего детства или ранней юности, который ещё можно назвать подростковым. Понятное дело, что не отличающиеся особым умом, но зато обладающие острым звериным чутьём подростки даже в этот период стараются быть как все: носить такую же одежду, слушать такую же музыку и транслировать общепринятые ценности. Зато странные, необычные или особенные дети ещё пока не вызывают явного отторжения взрослыми и не приводят к закономерной мысли, что таким нет места среди «нормальных» людей. Более того, некоторые из них способны сохранить свою странность и в более старшем возрасте, так и не сумев повзрослеть. Да, дети в таких самодельных временных петлях навсегда остаются детьми, но лишь особенные дети, вроде Питера Пена или Хаяо Миядзаки.
Временные петли, созданные такими доморощенными ноулайферами, способны оградить необычных людей от вредных воздействий окружающего мира, инкапсулировав тело и сознание в привычной уютной атмосфере этакого манямирка, только без привязки к политике или любому другому раздражающему фактору. Альтернативная реальность видеоигр, информационное окукливание от несущих волны негатива соцсеточек, созданная на основе фантастических книжек и альтернативной музыки система фильтров для новых приятелей — о, я многое могу рассказать о самодельных временных петлях. Сетевые хомячки обожают высказывать «своё собственное» и «единственно правильное» мнение по поводу того, что так жить нельзя, но кого волнует этот kernel panic? Разве что обиженные и оскорблённые соберутся в толпу под управлением хитрого и подлого властелина да пойдут уничтожать непохожих на них личностей всеми доступными средствами.
И да, в случае атаки «людей без глаз» или других подобных чудовищ странным людям придётся несладко, ведь, как известно, ничто не в силах остановить оголодавшую пустоту. Вспыхнувшие пожары быстро захлестнут сформированные особенными людьми маленькие гетто, а средства массовой истерии будут с довольствием подливать в огонь одуряюще пропахшее кровью масло кликбейтных заголовков. Обитатели таких гетто будут названы пропагандой врагами народа и немедленно посажены в острог или на вилы, красивые вазы и сосуды разума переполнятся фекалиями маргинальных проповедников, а невиданные досель колдовские машины вроде стиралок или тостеров будут геройски захвачены в плен и отправлены в родные еб*ня с целью распила на цветмет. Бомбой их, подлецов, бомбой взрывай, так кишки красивей разлетаются!
Именно в таком гетто для особенных детей провёл несколько лет польский подросток Эйб, когда в его страну пришли чудовища без глаз и талантливому ребёнку было попросту невозможно оставаться на родине. Насколько я помню, перед началом ВМВ территорию Польши поделили между собой сразу два вождя народов, так что национальная принадлежность упомянутых в картине чудовищ остаётся под вопросом. Но Эйбу повезло, он смог вписаться в это закрытое сообщество странных детей, для которых не менее странная наставница и хранительница очага по имени мисс Перегрин создала специальную временную петлю длительностью в одни сутки.
Дети в этой петле и впрямь подобрались особенные, их ну никак нельзя было считать обычными чудаками или запутавшимися в отношениях с миром одиночками. Управлять воздушными течениями или повелевать огнём, быть невидимым для окружающих или уметь жалить врага укусами пчёл — разве достойны такие жить в «нормальном» мире? Конечно же нет, решили последователи мистера Бэрона, которым все эти временные петли встали поперёк горла, и принялись уничтожать эти ошибки мироздания, почитая глаза своих жертв за изысканное лакомство.
Случилось так, что Эйб покинул убежище и вернулся в обычный мир, оставив своих друзей проживать бесконечную череду одного и того же дня уже без него. Детские воспоминания постепенно померкли, оставшись жить лишь в воспоминаниях Эйба, которые он спустя много лет рассказывал в виде сказок на ночь своему внуку Джейку. Но прошлое имеет свойство периодически бесцеремонно вторгаться в настоящее, каким бы долгим ни был твой путь к намеченной цели, так уж устроены время и память. Эйба находят на заднем дворе его дома с отсутствующими глазными яблоками, а Джейку предстоит нелёгкое путешествие по волнам памяти своего ушедшего дедушки.
Я нахожу необъяснимую прелесть в подобных сказках, вроде как предназначенных для детской аудитории, но при просмотре которых даже у взрослых и умудрённых жизненным опытом зрителей порой подкатывает неимоверное желание немедленно покакать прямо под себя. Возможно, сказочник Тим Бёртон тоже любит полакомиться глазами своих фанатов, особенно если эти любители пугающих историй такие же странные, как и он сам. Картина получилась настолько жёсткой и бескомпромиссно быстрой, что отрывать взгляд от экрана не хочется ни на секунду и два часа жизни пролетают вмиг. Классно снято, чего уж там.
Тем не менее, очень похоже на то, что изначальный сюжет книги подвергся бесцеремонному монтажу в угоду кинематографичности происходящего и в ущерб здравому смыслу. Я понимаю, что экстравагантность и вычурность часто являются синонимами странности, но своя логика должна быть даже в нафантазированных мирах, пусть это будет даже паралогика. Самым же большим разочарованием в данном фильме для меня стал исполнитель главной роли, который вообще не потянул свою задачу. Зато образ мисс Перегрин, блистательно исполненный Евой Грин, запомнился всерьёз и надолго. Думаю, что странные люди по достоинству оценят эту картину, которую я счёл эталонной экранизацией тревожного состояния личности, но на звание шедевра она не претендует. Хотя, а нужно ли это звание по настоящему хорошему фильму, тем более, из моих рук? Главное, чтобы власть над умами граждан не захватили очередные hollowgasts (так в оригинале именуются пустоты, очень похоже на холокост). Мир вашему дому!
Интересный факт
Еве Грин очень понравилась трубка мисс Перегрин, так что теперь этот атрибут актриса хранит у себя дома в Лондоне.
Моя оценка: 7 из 10