«Рэтчед» (2020) сериал
«— Что ж, приступаем к работе!
— Простите, а как же врачи? Они у нас есть?
— Оставьте, кому они нужны?!»
(пятиминутка в дурдоме)
«— Видишь ли, Эдмунд, я не считаю, что у тебя шизофрения, несмотря на столь искусный концерт. Но я также не верю в смертную казнь. Это варварский, неэффективный метод устрашения, принижающий моральный образ нашего общества. Это причина социальной дисфункции, а не её решение. Я видел ужасные, поражающие воображение преступления, но не считаю законное убийство решением проблемы. Я верю, что разум может сломаться.»
(монолог из сериала)
Интересно, а какая картинка появляется при слове «психбольница» в головах людей, которые ни разу там не были? То есть вот услышал умный, образованный и воспитанный человек в разговоре фразу про дурдом, что он при этом себе представил? Понимаю, что тут всё будет зависеть от общей начитанности и насмотренности испытуемого, благо книг и фильмов о внутренностях большой психиатрии в свободном доступе имеется с избытком. Но зачастую сами авторы таких произведений ни разу в жизни не переступали даже порога приёмного отделения псих диспансера, что уж там говорить об изоляторе в стационарной больнице городского или областного масштаба.
Чем больше продуктов масс-медиа, повествующих о нелёгкой жизни «психов», человек проглотил и пропустил через себя, тем более размытое и общее представление о творящемся за толстыми стенами лечебниц будет у него сформировано. Лишь некоторые особо острые и шокирующие моменты сознание не сможет качественно нивелировать и размазать по ломтю банальности, тут на помощь приходит проверенный сотнями лет эволюции способ «боишься чего-то — преврати это в шутку или анекдот». Да, все эти истории «у нас в больнице кто первый халат надел — тот и доктор» часто имеют реальную подоплёку, а вы как думали? Галлюцинации и реальность обычно тоже отличаются всего одним (но очень важным) фактором — галлюцинации не видят и не слышат другие люди.
Попавший впервые в жизни внутрь психиатрического отделения человек долго не может отойти от шока, особо впечатлительных приходится отпаивать кофе или коньяком, или даже кофе с коньяком. Расскажу про себя — меня в первую очередь сбил с ног запах. Липкий и гадкий, невыветриваемый запах кала, стиранных бессчётное количество раз бесформенных больничных халатов, макаронных изделий толщиной с канализационные трубы и такого же цвета, десятков немытых тел и душ. И уже потом, при более близком контакте тет-а-тет с шизофреником, можно почувствовать тонкий, почти неуловимый среди мешанины других амбре горьковато-цветочный запах безумия.
И это, прошу занести в историю болезни, я находился в дурдоме как врач-интерн, то есть мог после окончания трудового дня беспрепятственно выйти из отделения и пойти домой. Про чувства и впечатления от психбольницы других людей я могу лишь предполагать и фантазировать, чему способствуют чтение книг и просмотр фильмов с интересной мне тематикой. Сериал «Рэтчед» был заявлен как этакий приквел «Полёта над гнездом кукушки» Кена Кизи и одноимённого фильма Милоша Формана, оба этих произведения оставили очень хорошие впечатления, поэтому историю эволюции сестры Рэтчед смотреть я решил безоговорочно и обязательно.
И первое впечатление от просмотра было «ух, как стильно!». Действительно, от многих сцен картины я испытывал эстетическое наслаждение и eyegasm, настолько всё было красиво. Закат над морем, своими размытыми слоями напоминающий коктейль с Блю Кюрасао и гренадином, сочные цвета прекрасно сидящей униформы, обалденные обводы силуэтов автомобилей. Возможно, бывалые и нюхнувшие пороху зрители посетуют на явную лизергиновость цветовой гаммы, но в данном случае, я считаю, эта эстетика бурлеска идёт лишь на пользу сериалу. Даже все эти кровавые подробности жестоких расправ начинаешь воспринимать отстранённо, абстрагируясь от действительности, как некие элементы китча.
Сара Полсон, играющая роль сестры Рэтчед, просто бесподобна в этом амплуа, да и другие актёры в большинстве своём не подкачали. Ещё отмечу пожалуй мастерски и со знанием дела (кстати, откуда?) написанные монологи некоторых героев, психически больные люди разговаривают очень похоже. Остальные составляющие картины не столь радужны. Музыка меня не впечатлила совсем, развитие событий очень рваное и сильно разнится в разных сериях. Смысловые ляпы и откровенные дыры в повествовании присутствуют в большом количестве. Да и вообще, сюжет сериала, на мой взгляд, вообще не связан с сестрой Рэтчед из книги Кизи. Понимаю, что это была лишь рекламная уловка с целью поднять ставки и снять сливки, но дешёвый маркетинг обычно не идёт на пользу.
Мнения критиков по поводу сериала разделились чуть ли не полярно, фактически «one flew east, one flew west, And one flew over the cuckoo’s nest». Себя я отнесу к той группе, которым увиденное понравилось настолько, что второй сезон сериала «Рэтчед» занесён в группу «буду смотреть» с пометкой «sic!». А остальные, я думаю, сами решат, продолжать ли им эксперименты с элементами эстетической психопатии или подвергнуть воспоминания об увиденном на экране живительной эвтаназии. Для читателей, запутавшихся в вязкой канве моих графоманских стариковских мыслеобразов, подвожу коду: я за стильных психов, айда со мной!
Интересный факт
6 сентября 2017 года было объявлено, что Netflix заказал производство двух сезонов сериала «Рэтчед», каждый из которых будет состоять из девяти эпизодов. По сообщениям прессы, Hulu и Apple также были заинтересованы в разработке сериала, но проиграли компании Netflix.
Моя оценка: 8 из 10