«Sleeping Dogs» (Xbox 360)
Релиз: Северная Америка 14 августа 2012,
Европа 17 августа 2012
Разработчик: United Front Games
Издатель: Square Enix
Насколько сильно я люблю смотреть ролики различных тревел-блогеров («кинопутешественников», как назвали бы их просвещённые старцы), посвящённых странам Азии, настолько сильно я бы не хотел там жить. Приехать на недельку, побродить, пощупать, понюхать и попробовать — да, это согласен, а вот жить постоянно — ну уж увольте! Раз уж вы умеете читать и понимать прочитанное, возможно, вы тоже интересовались азиатской культурой и бытом, рассматривали дома-монстры родом из Гонконга и ужасались квартирками размерам с гроб в местных гетто. Серьёзно, стандартные квартиры в Гонконге настолько маленькие, что множеству горожан приходится стирать свои вещи в прачечных, так как стиральная машина попросту не влезает в их закуток, а в пересчёте на американские доллары квадратный метр жилой площади стоит гораздо дороже жизней целой роты российских мобиков. Я сам живу далеко не во дворце, но даже моя скромная квартирка по меркам азиатского человейника является чуть ли не предметом роскоши. Отличия в культурном коде и нравах у нас тоже настолько глубоки, что жить в азиатской стране я смогу лишь при одном условии — безоговорочном принятии их уклада и отречении от своего. Например, в игре «Sleeping Dogs» главный герой по имени Вэй Шень хоть и родился в Гонконге, но успел прожить немало времени в США, и когда он решил вернуться в родные пенаты, ему пришлось долго и сложно встраиваться заново в местное сообщество. Про эту игру я и хочу рассказать вам сегодня, ведь её сюжет в стиле «свой среди чужих, чужой среди своих» показался мне интересным, качество исполнения было на уровне, а китайский колорит не дал заскучать даже при прохождении долгих и однообразных миссий. Мордобой и перестрелки, роскошные небоскрёбы и вопиющая бедность, яркие огни ночного мегаполиса и петушиные бои на окраине города — Гонконг готов открыться взору путника во всём своём великолепии.
Перед началом обсуждения собственно игры я традиционно предлагаю разложить по полочкам финансовую сторону вопроса, которую считаю немаловажной в ретрогейминге. Итак, цифровая версия игры доступна для покупки вот по этой ссылке, её цена в данный момент составляет $9.79 за базовую версию. Если же вы относитесь к группе «богатеньких Буратино» и не жалеете денег на покупку различных DLC, издатели «Sleeping Dogs» приготовили для вас потрясающий сюрприз: для игры существует аж двадцать семь (sic!) дополнений от $1.11 до $3.91 каждое. Судя по размеру файлов и стоимости, реально игровым является лишь «The Year of the Snake», остальные же дополнения, должно быть, относятся к косметическим а-ля «новенькие бусики и трусики для нашего героя» и даже маркированы по шаблону «Набор-чего-то-там». Все эти продаюшиеся отдельно свистелки и перделки редко привлекают мой внимание, так что за достоверность своих измышлений не ручаюсь. Разновидностей физических же изданий «Sleeping Dogs» я насчитал три штуки, и сам являюсь обладателем самого простого и банального из них. Версия «Ultimate Edition», к покупке которой я присматривался изначально из-за красивой обложки, дополнительно содержит Police Protection pack (эксклюзивная миссия и полицейская одёжка) и GSP pack (модные маечки и банданы от чемпиона мира по смешанным единоборствам Жоржа Сен-Пьера). Каждое из этих дополнений также продаётся в Xbox Marketplace, весят они по 108 KB каждое, а цена составляет $1.67 за штуку. Думаю, излишне будет пояснять, почему издание «Ultimate Edition» я в итоге обошёл стороной. Ещё на рынке можно встретить так называемый «Ultimate Action Triple Pack» на трёх дисках, куда, помимо «Sleeping Dogs», входят «Just Cause 2» и «Tomb Raider». В данный момент цена вопроса такова: обычное издание будет стоить в районе тысчонки, за «Ultimate Edition» с вас попросят около двух косарей, а цена «Triple Pack» может достигать уже трёх тысяч деревянных. Думайте сами, решайте сами, мне все эти Ультимейты ко двору не пришлись.
Процесс рождения игры «Sleeping Dogs» нельзя назвать таким уж простым. Я считаю, что все по настоящему хорошие и качественные вещи или сущности появляются на свет именно тяжело, со скрипом и болью, чтобы стать выстраданными и драгоценными. Небольшая компания Treyarch, творения которой выпускала в свет уважаемая мною Activision, задумала новую игру «Black Lotus» про азиатскую женщину-ассасина, вдохновляясь кинокартинами вроде «Ангелы Чарли» и «Убить Билла». Сначала издатель заморозил проект, сочтя его нежизнеспособным, но затем Activision одумалась и махнула рукой, типа «давай попробуем». Treyarch к тому времени уже вовсю занималась серией «Call of Duty», поэтому игру отдали на растерзание студии United Front Games, наказав вплести сюжет в уже имеющуюся франшизу и соответственно переименовав игру в «True Crime: Hong Kong». Судя по слухам из сети, Activision хотела получить на выходе игру уровня «GTA», при этом не обеспечив разрабов ни необходимым количеством ловких нажимателей по клавишам, ни нужным объёмом денежек. Немудрено, что эта затея с треском провалилась в тартарары и находилась там ровно до тех пор, пока её не выкупила уже студия Square Enix. Права на франшизу «True Crime» японцы приобретать не стали, поэтому игра в очередной (и уже последний) раз переименовалась в знакомый нам «Sleeping Dogs» и была допилена совместными усилиями United Front Games и Square Enix London до нынешнего состояния. Кстати, название игры произошло от английской идиомы «let sleeping dogs lie», что можно примерно перевести на русский как «не надо дёргать тигра за усы» или «не буди лихо, покуда оно тихо» (спасибо отличному сайту Skyeng за эти знания). Какой же осиный улей нам предстоит разворошить по мере прохождения?
Гонконг, являющийся центральной локацией игры, имеет несколько тесно переплетённых между собой законодательных, исполнительных и судебных систем. Есть правительство, полиция и прочие органы управления. А ещё есть бандитские группировки, так называемые триады, чья власть над простыми гражданами ничуть не ниже, чем у официальных представителей закона. Триады открыто занимаются теми видами бизнеса, которыми брезгуют или не умеют промышлять люди из правительства: разбой, крышевание, работорговля, проституция, наркотики и азартные игры. Естественно, любая триада жёстко конкурирует за выживание и с полицией, и с другими триадами. Наш герой, Вэй Шень, в юности жил в Гонконге и делал первые шаги по пути члена банды. После переезда в Штаты судьба парня резко изменилась, он даже выучился на полицейского и стал защищать закон и порядок, но судьба вновь заносит его в город детства. Начальству нужно, чтобы Вэй внедрился в состав триады «Сун Он Йи» и поспособствовал аресту всех её членов, представляющих интерес для полиции. Для HKPD (Департамента Полиции Гонконга) Вэй будет активным членом триады, для членов триады «18К» он будет мерзким конкурентом, для представителей «Сун Он Йи» парень будет потенциально опасным новичком — чужой для всех, кроме самого себя и пары посвящённых в его секрет людей. Выжить в этих непростых условиях будет сложно, но Вэю помогут хорошие навыки рукопашного боя и стрельбы, местная выпивка с провокационным названием «GULAG», а ещё умение очаровывать женщин. Этакий Джеймс Бонд с шильдиком «Made in China», не находите? Впрочем, в рукаве создателей «Sleeping Dogs» припасено немало козырей, способных потрафить ценителям самых разных игровых жанров.
Несомненно, любители гонок по достоинству оценят заготовленный для них арсенал транспортных средств. Рычащих и фырчащих железных кобылиц можно примерно разделить на три группы: двухколёсные, четырёхколёсные и водоплавающие. Водные средства передвижения меня заинтересовали слабо и по ходу игры я применял их не так уж и часто, ведь главный герой (в отличие от меня) прекрасно умеет плавать, в том числе и на дальние расстояния. Допускаю, что сердечко некоторых игроков забьётся в экстазе от созерцания всех этих яхт и моторных катеров, но я же куда больше ценю автомобили и мотоциклы, а их тут тоже более чем достаточно. Кстати, не удивляйтесь, что в игре «Sleeping Dogs» некоторые хорошо знакомые вам авто носят совсем другое название — Гонконг ведь имеет некоторое отношение к Китаю, а в Поднебесной с подделками и фейками всемирно известных марок и брендов всегда было хорошо. Ярко-жёлтый Blast, к примеру, является копией Lamborghini Gallardo, красная бестия Tuono бесстыдно слизана с Ferrari F430 Scuderia, а представительский крокодил Bismark в точности повторяет дизайн Rolls-Royce Phantom Coupé. В мотоциклах и скутерах я разбираюсь куда хуже, но уверен, что все представленные в игре модели байков также имеют в реальной жизни прототипы от известных марок, слегка перекрашенные и перелицованные, дабы не платить за лицензию. Колёсные средства передвижения можно покупать у дилеров, чьи автосалоны разбросаны по всей карте города, так что ближе к концу игры ваш гараж будет трещать по швам от обилия разных автомобилей и мотоциклов. Ещё их можно угонять, но украденные машины доступны лишь на время и бесследно испарятся после перезагрузки. Для владельцев же «Just Cause 2» (к коим отношусь и я, кстати) издатели заготовили бонус — доступ к костюму Рико Родригеса, благодаря которому угонять машины станет немного легче.
А ещё в каждой машине по умолчанию играет своя радиостанция, и меня это обстоятельство порадовало безмерно. Помните, как классно было рассекать по дорогам и буеракам «Grand Theft Auto: San Andreas», подпевая какой-либо песне? Что касается путешествий за рулём, у «Sleeping Dogs» есть два основных отличия от франшизы Rockstar Games – автомобили тут сплошь праворульные, а выбрать радио по своему усмотрению не получится. Привыкнуть к праворульности мне было нелегко, в конце концов, я просто смирился с происходящим. Впрочем, к отсутствию альтернативы в выборе радио я тоже подошёл философски: нашёл автомобиль, в котором играла устраивающая меня станция, и с тех пор передвигался по городу исключительно на нём. Если интересно, то это был ослепительно-белая спортивная копия Audi R8, который авторы переименовали в «Panzer», а русские локализаторы окрестили «Танком». Игравшая же в нём радиостанция «Boosey & Hawkes» специализировалась на классической музыке, после «Танца с саблями» Арама Хачатуряна ставя в эфир «К Элизе» Людвига ван Бетховена. Понимаю, что это довольно странный выбор музыкального сопровождения для спортивной тачки, двигатель которой свои рёвом легко перекрывает все эти флейты и скрипки. Но до чего же здорово, право слово, промчаться по утренней набережной на полном газу под звуки Грига или Верди! А ещё в саундтрек решили включить «Вокализ, опус 34, № 14» знаменитого композитора Сергея Рахманинова, памятник которому находится всего в нескольких минутах неспешной ходьбы от моего дома. Понимаю, что этот факт является исключительно субъективным и влияет лишь на моё восприятие игры, но я ведь здесь для того и пишу, чтобы поделиться именно моими эмоциями и впечатлениями, так что не обессудьте.
Игроки, обожающие поиск разных секретов на огромной карте дышащего и живущего своей жизнью мира, тоже не уйдут разочарованными. Улицы и закоулки Гонконга при ближайшем рассмотрении оказываются буквально утыканы разными точками сбора, так что применить свои навыки Вэю будет где. Взлом камер наружного наблюдения, поиск разбросанных дипломатов с наличкой, участие в боях без правил и азартных играх, угон автомобилей под заказ и освобождение невинных жертв, закрытых в багажниках машин — право слово, тут есть где разгуляться. Все действия, совершаемые вами в игре, автоматически сказываются аж на трёх шкалах авторитета сразу: обычном, бандитском и полицейском. Опыт триады и опыт полицейского начисляются за качество выполнения сюжетных миссий, скажем, за уничтожение конкурентов особо жестоким способом опыт триады растёт быстрее, а за убийство невиновного прохожего тает на глазах рейтинг полицмейстера. Обычный авторитет можно развить в перерывах между сюжетными приключениями, оказывая услугу торговцам или отлавливая уличных воришек. И не могу пройти мимо самой неожиданной для меня забавы — пения в караоке! Не пугайтесь, подключать микрофон и пугать кошку своими завываниями не понадобится, достаточно будет своевременно и правильно указывать нужную тональность с помощью левого аналога. Спели песню на девяносто баллов, сорвали овации разгорячённых девушек — и снова на поиски кладов, время не ждёт! Найденные алтари здоровья увеличивают запас здоровья нашего героя, а нефритовые статуэтки можно обменять на тайные навыки кунг-фу в школе рукопашного боя. Если вы твёрдо решили закомплитить эту игру, помяните моё слово — ближе к концу вы наизусть запомните все четыре района Гонконга, ориентируясь в них не хуже местных жителей.
И раз уж я упомянул про засилие китайских подделок, нелишним будет сказать, что с остальным окружением в игре творится точно такая же история. Покер, в который предлагается сыграть пользователю, на самом деле является маджонг-покером, где используются костяшки для маджонга вместо карт и сильно изменены правила. Улучшения для конспиративных квартир, вроде кондиционера или удобной кровати, почти наверняка ворованные, не зря же продавцы пытаются всучить их Вэй Шеню с такой скидкой. Немалая часть шмоток из магазина — откровенные копии не самого высокого качества, на что прямо указывают их названия вроде «Поддельная толстовка Ikoze» или «Поддельные часы Cambria». Даже триада «Сун Он Йи», членом которой становится наш герой, всего лишь клон настоящей триады «Сун Йи Он» (ага, вот так надёжно зашифровали, чтоб никто не догадался). Видимо, всё это богатство фальши — поддельные друзья, продажная любовь, фейковые истории, выдуманная биография —неразрывно связано с жизнью под прикрытием, которую вынужден вести наш герой. А может, сам Гонконг в его невероятном миксе роскоши и нищеты является идеальным бэкграундом для фальшивой городской легенды о рыцаре без страха и упрёка. Невозможно ведь быть честным (или смелым) завтра. Ты честен или сегодня, или никогда, даже находясь под прикрытием. Наверное, поэтому и мучают Вэя ночные кошмары, заставляющие его ежедневно просыпаться в холодном поту.
Держать в голове информацию о всех доступных нам локациях не потребуется, ведь к услугам игрока в любой момент готова подробнейшая карта города с отмеченными на ней горячими точками. А ещё у Вэя есть мобильник, благодаря которому можно заказать себе тачку, созвониться с подружкой или сделать пару фото, когда того потребует канва сюжета. Самым же посещаемым местом для любого трофихантера станет раздел меню под названием «Социальный центр», где указана статистика уже заработанных наград и необходимые действия для открытия новых достижений. Переигрывать миссии придётся непременно, ведь заработать максимальный уровень бандитского опыта с наскоку не получится, нужно привыкать к боёвке и заучивать выигрышные комбинации ударов. Можно и не запариваться с комплитом и просто пройти игру в удовольствие, но вы же хотите получить заветный значок в свою статистику, верно? Значит, снова загружаем пройденный вроде как уровень и подвергаем соперников повышенной жестокости — ломаем руки и ноги, впечатываем врага в телефонную будку и всаживаем пули чётко между глаз бандиту.
Как вы поняли, игроков, решивших вдруг тряхнуть стариной и пройти «Sleeping Dogs» прямо сейчас, впереди ждёт немало интересного. Будет очень много ночного Гонконга, слегка разбавленного Гонконгом утренним и вечерним. Будет огромное количество потрясающе поставленных перестрелок, в том числе и высунувшись из окна во весь опор мчащейся машины и заливая свинцом пространство вокруг себя. Будут сотни схваток в подворотнях, где толстые увальни будут брать вас в мощный захват, а прыткие юнцы будут пытаться пырнуть ножом. Будут русская блядюшка по имени Катюшка (с ударением на букву «ю») и симпатичная американка Аманда (её, кстати, озвучила Эмма Стоун), искренне симпатизирующие нашему герою. Будет кровавая свадьба и не менее кровавые похороны, будут уличные гонки без правил на праворульных болидах, будет очень много колоритных замедлений времени во время стрельбы. И паркур, куда же без него, БОЛЬШЕ паркура для Б*га паркура! Стоит ли овчинка выделки? Чёрт побери, конечно же, да! Потратив пару десятков часов своей жизни на пристальное рассмотрение вопроса, как похорошел Гонконг при Вэй Шене, я со всей уверенностью заявляю — это одна из лучших игр в стиле «GTA», с которыми мне довелось познакомиться. Пойду, кстати, наваляю этому негодяю, что осмелился справлять малую нужду прямо на углу моего дома. Мира вам и счастья побольше!
Моя оценка: 9 из 10