«Послезавтра» (2004)
«Где будешь ты?»
(слоган фильма)
«— Нельзя жечь Фридриха Ницше. Это величайший мыслитель XIX столетия.
— О, бросьте. Ницше был шовинистом и вожделел к родной сестре.
— Шовинистом он не был.
— Но зато был влюблён в сестру!
— Э, простите, ребята, так, вот стеллаж налогового законодательства — его можно сжечь.»
(цитата из фильма)
Приятно иногда бывает понаблюдать за гибелью всего человечества, развалившись в кресле у экрана. Человек по природе своей существо с довольно ярко выраженными суицидальными наклонностями, а многие представители вида желают вместе с собой утянуть в пучину ада ещё и добрую часть соплеменников. Взять к примеру постоянную гонку вооружений или бездумное высасывание ресурсов планеты, уничтожение флоры и фауны в угоду скоротечной моде или убийства себе подобных на почве расовых или религиозных конфликтов — что это, если не подспудное желание умереть, прихватив заодно и половину планеты, а при удачном стечении обстоятельств, и всю Землю целиком? А ведь месть природы за такое отношение может быть очень серьёзной, о чём нам без конца талдычат экологи и фантасты, рисуя картины одна страшнее другой.
Но люди не пугаются грядущих проблем, ведь расплачиваться за грехи придётся, как принято думать, далёким потомкам, а у сегодняшних потребителей есть очень меткое выражение «после нас — хоть потоп». Вот именно такой потоп и решил показать режиссёр Роланд Эммерих в своём фильме «Послезавтра», вдохновившись проблемой глобального потепления и намекая названием, что час расплаты не так уж и далёк, как считает 95% населения земного шара.
Глобальное потепление климата приводит к таянию ледников, что приводит к изменению погоды и многочисленным природным катаклизмам. Выступление учёного-эколога на заседании ООН не вызывает отклика у представителей стран-участниц, но вскоре не замечать творящегося ужаса становится невозможно — Земля погружается в новый ледниковый период. Лишь массовая гибель населения от переохлаждения принуждает политиков начать эвакуацию в места, где климат изменился не сильно, но не слишком ли поздно они спохватились?
Помнится, Артемий Лебедев в своём блоге как-то написал, что кинофильмы с бюджетом менее ста миллионов долларов не смотрит в принципе, так как кино должно обязательно поражать спецэффектами. Что же, в картине «Послезавтра» чего-чего, а классных эффектов предостаточно и сняты они великолепно, благодаря чему и сейчас смотрятся вполне на уровне (фильм снят, напомню, уже много лет тому назад). Да и как иначе, Эммерих вполне набил руку на разрушении городов в «Годзилле» и «Дне независимости», так что и с планетой он должен был справиться не хуже.
А вот с игрой актёров не всё так радужно, как хотелось бы, хотя и не провально. Постановка в целом получилась добротной, и эта картина стала одной из моих любимейших катастроф, которую люблю пересматривать в часы уныния или просто включаю на выходных для фона. Да, фильм предназначен для услады глаз и ушей, а серое вещество включать вовсе не требуется, но иногда душа требует и такого зрелища. Если ещё не видели — посмотрите, вдруг да и понравится.
Интересный факт
Режиссёр Роланд Эммерих прочитал научно-фантастическую историю «Приближающееся Мировое Наводнение», написанную Артом Беллом и Уитли Стрибером прежде, чем приступить к разработке своего оригинального сценария. Роланд допускает, что события, описанные в этом фильме, могут произойти и на самом деле, причем уже совсем скоро.
Моя оценка: 7 из 10