«Противостояние» (1994) сериал
«The end of the world is just the beginning»
(слоган сериала)
«Никому не дано знать, что происходит в промежутке, отделяющем тебя прежнего от тебя настоящего. Никому не составить карту той части ада, где живут тоска и одиночество. Нет таких карт и быть не может. Ты просто… возвращаешься с другой стороны.
Или не возвращаешься.»
(цитата из романа)
Две тысячи двадцатый год расставил все точки над i и бревисы над й, наглядно показав и доказав, что в случае возникновения мировой угрозы человечество по прежнему превращается в испуганный рыбий косяк. Правительство и приближенные к ним личности сначала будут до упора делать вид, что ничего не происходит, тревога ложная, всё идёт по плану. Ведь для любого политика нет ничего лучше стагнации и хуже думающих и умеющих за себя постоять соперников. Зато впоследствии, когда угроза жизни из виртуальной станет самой что ни на есть реальной, многие вожди просто попрячутся в бункеры и гробницы, чтобы оттуда выкрикивать проклятья в адрес Б.га и либералов.
Скажите, а вот вам, лично вам, было бы интересно принять участие в постапокалиптической жизни практически уничтоженной цивилизации? Понятное дело, что при полном вымирании человечества шанс, что именно вы войдёте в список уцелевших, исчезающе мал и всячески стремится к нулю. Но всё же, задумывались ли вы о существовании такой возможности? Я бы за такую возможность не задумываясь отдал все оставшиеся мне годы жизни, соотношение обмена «10 лет обычного существования на 10 месяцев выживания after armageddon» кажется мне более чем адекватным.
Совершенно логично, что такой опытный Мастер ужасов, как Стивен Кинг, не мог обойти эту вкусную тему и не убить в своём произведении практически всех людей на Земле. Если верить словам Вики, Стив хотел написать эпопею в стиле «Властелина колец», только перенеся действие в современную (на тот момент) Америку, сделав из Лас-Вегаса подобие Мордора, а Хоббитон временно разместив в Колорадо.
Если это так, то получилось и впрямь немного похоже — первую половину романа герои постоянно куда-то идут и едут, сюжетных линий столько, что запутаться в них не представляет труда, да и размер книги позволяет без особых проблем использовать её в качестве гнёта при засолке бочки огурцов, что явно будет не лишним после мировой катастрофы. И да, песни тут тоже есть. Правда, поют их не Том Бомбадил и Золотинка, а Ларри Андервуд и матушка Абигейл, но это уже мелочи. Ты ведь сможешь понять своего парня, детка?
Планы о съёмках фильма по этому произведению абсолютно логично перетекли на стезю как минимум небольшого сериала, ибо вместить такой объём информации от разошедшегося Кинга в полтора часа экранного времени не смог бы вообще никто из когда-либо живших режиссёров. Хочу сразу отметить, что я честно пытался смотреть сериал в отрыве от книги, перечитанной мной не менее пяти или шести раз, но это оказалось сверх моих сил. Мозг постоянно подмечал несоответствия романа и его экранизации, поэтому моё мнение можно смело считать предвзятым, экзальтированным и нафиг никому не сдавшимся. За серьёзным и непредвзятым разбором полётов вам на другой сайт и к другому рецензенту.
Мини-сериал вызвал смешанные чувства. Мне понравилось, что многие моменты романа были перенесены на экран практически слово в слово, особенно важные, на мой взгляд, моменты. Кастинг по большей части удался, многих героев я себе представлял как-то очень близко к тем актёрским воплощениям, которые увидел. Музыкальное сопровождение получилось просто отличным, этакая олдскульная дань памяти навсегда ушедшим временам, что в произведениях Кинга встречалось неоднократно.
Но многие составляющие сериала оказались на поверку очень спорными, а иногда и откровенно дрянного качества. Например, образ Рендала Флегга шаблонен и втиснут в рамки воплощения зла, хотя в романе он показался мне куда шире. Гарольд вообще промахнулся мимо своего прототипа во всём, начиная от внешнего вида и заканчивая психологической подоплёкой его поступков, как и внезапно ставшая глупой беременной кошкой Френни. Игра актёров в большинстве своём представляет именно игру, не веришь практически никому. Спецэффекты и монтаж я благоразумно опущу, для своего времени и формата именно телевизионного мини-сериала, скорее всего, они были неплохи. Да и я, увидев этот фильм в 1994 году (мне тогда было пятнадцать), возможно, получил бы больше удовольствия от увиденного.
Осторожно, спойлеры! Конечно же, многие моменты самого произведения вызывают вопросы. Неспроста же сам писатель, не зная, как лучше разбередить сложившееся к третьей части романа болото, дважды применил «Big-Bada-Bum!», заметно проредив список главных героев обоих поселений. Ярость Кинга рвалась наружу, взрывая хранилища топлива, насилуя представителей обоего пола, любуясь поведением маньяков и смакуя сцену каннибализма, списывая второстепенные фигуры в расход каждые 15-20 страниц. Как однажды заметил сам писатель, хорошо ещё, что он никого не убил, верно? Лично для меня, всё это роднит роман с Библией, в которой также описано немало зверств и мучений, из чего следует вывод «Б.г есть любовь». Думаю, что выводы из увиденного каждый сделает сам, чай, не маленькие ужо.
Интересный факт
Первоначально планировалось, что экранизация романа Стивена Кинга «Противостояние» будет полнометражным кинофильмом, который должен был ставить легендарный хоррор-маэстро Джордж Ромеро. Стивен Кинг написал ряд вариантов синопсиса, пытаясь уложить события своего масштабного произведения в стандартный хронометраж кинофильма. Когда у писателя это так и не получилось, было решено разделить экранизацию на два отдельных фильма. Сценарий должен был писать Роспо Палленберг — между прочим, соавтор сценария фильма Никиты Михалкова «Сибирскiй цирюльникъ» (1998). Однако прежде чем проект был запущен в производство, Стивен Кинг получил предложение экранизировать роман в формате телевизионного мини-сериала. Это давало возможность сохранить больше событий книги, что заставило писателя принять предложение — и проект кинофильма был свернут.
Моя оценка: 6 из 10