«Machinarium» (PS Vita)
Релиз: Северная Америка 26 марта 2013,
Европа 1 мая 2013
Разработчик: Amanita Design
Издатель: Amanita Design
Прогресс неумолим, и бесхвостые прямоходячие почти привыкли к представителям семейства роботов, эволюционирующего параллельно царству человекоподобных. В развитых странах роботы уже вовсю пылесосят полы жилищ и доставляют корреспонденцию, а где-то даже работают барменами или художниками на фрилансе. В кровожадных джамахириях роботов приспособили на роль камикадзе, начиняя их взрывчаткой и отправляя убивать людей соседней страны, посмевших стать умнее, смелее и лучше оголодавших болотных людоедов. Не сумевшие найти близкую душу люди вовсю грезят, что когда-нибудь в обозримом будущем роботы смогут заменить им не только калькулятор и посудомойку, но и спутницу жизни, например, как в сериале «Лучше, чем люди» (2018). Да, времена страшилок про SkyNet и рассказов вроде «I Have No Mouth, & I Must Scream» остались в прошлом, тех же видеоигр с участием роботов существует великое множество, причём самых разных жанров. Интересно, а что говорят по этому поводу сами роботы?
В инди-игре «Machinarium» чешской студии «Amanita Design» роботы звуковые волны не создают вовсе, предпочитая общаться между собой с помощью этаких мысле-образов. Да и разве так уж важна болтовня персонажей в игре жанра «point & click», способной моментально огорошить пользователя своей великолепной и необычной графикой? Сюжет раскрывается постепенно, а покамест нам предлагается собрать своего героя из валяющихся на свалке запчастей и скорей отправляться в город Машинариум, где явно происходит что-то нехорошее. Управление элементарное — навели курсор на заинтересовавшую нас область экрана, нажали кнопку действия и заполучили нужный предмет в инвентарь. Дальше эти предметы можно юзать, поодиночке или комбинируя между собой, и решать таким образом несложные задачки для продвижения по сюжету. Хотя нет, частенько задачки оказываются тем ещё крепким орешком, над которым придётся посидеть не один десяток минут. На то ведь он и квест, чтобы решать его самостоятельно, правда?
Зовут нашего персонажа Йозеф, незадолго до описываемых в игре событий он работал простым уборщиком мусора. Признавайтесь, тоже сразу вспомнили про WALL-E? Ага, Йозеф почти такой же милый, как и его американский двоюродный братец, только в его мире люди вообще отсутствуют за ненадобностью (вопрос, куда они подевались, оставлен за кадром). Все персонажи — роботы, кошки, птички — сделаны из железа, как и окружающая обстановка, так что со временем приобрели серовато-ржавый оттенок. Но назвать этот мир безликим или унылым язык не повернётся, в нём есть своё очарование и даже шарм. Конечно же, он во многом копирует мир «человеков», поэтому тут найдётся место и любви, и преступлениям против общества, и музыке, и азартным играм. Даже церкви нашлось местечко, видимо, роботы тоже имеют алогичную склонность верить во всё хорошее. Должно быть, интернеты им покамест не протянули.
Итак, завязка сюжета. Члены шайки Чёрных Шляп вовсю творят бесчинства и непотребства в Машинариуме: воруют патефоны, палят из рогаток и даже заражают местного мэра вирусами. Вызванный на подмогу мэру мусорщик, в коде которого произошла непредвиденная ошибка, вместо бандита отправляет на свалку нашего героя Йозефа. А бандит скрывается в неизвестном направлении, прихватив с собой подружку Йозефа, уборщицу Берту. И да, нашу задачу вы поняли правильно — спасти Берту, попутно избавив мэра от вирусов и приведя в достойный порядок все локации, где успели набедокурить пресловутые Чёрные Шляпы. Звучит просто, однако вынужден повториться: некоторые задачи решить нахрапом не получится, поэтому заранее будьте готовы на многочасовые брейн-штурмы. Или обратитесь к туториалам в сети, такой выход из положения лично я зазорным не считаю.
Конечно же, я не считаю себя опытным игроком в квесты, покамест из представителей этого жанра осилить целиком мне удалось лишь «Goosebumps: The Game» для горячо любимого мною Xbox 360. Встроенные мини-игры вроде длинных крестиков-ноликов или примитивной пулялки в лабиринте я не считаю чем-то новым или необычным, но вот некоторые находки создателей показались мне интересными. К примеру, определённые действия наш герой может выполнять лишь в изменённом состоянии, растянув свой корпус вверх или, наоборот, сплющившись до высоты консервной банки. Хотите подпрыгнуть и зацепиться за перекладину — жмите стрелку «вверх», хотите добраться до спрятанного блока переключателей — стрелку «вниз». Да что там, невысокликов с помойки зоркий страж не пустит даже на порог славного Машинариума, ибо нефиг тут понаеханцам шляться! Так что срочно прибавляйте в росте и нацепляйте синий колпак, чтобы мимикрировать под представителя власти. Ах да, мигающую лампочку на макушку прицепить не забудьте!
Листая отзывы на «Machinarium» в сети (и особенно комментарии пользователей под этими отзывами) я заметил, что многие игроки сразу побрезговали игрой и внесли её в свой список недостойных внимания, лишь заприметив шильдики «инди» и «квест». Что ж, имеют полное право. Хочу лишь заметить, что навязанная общественным мнением концепция «хорошего вкуса» мешает людям наслаждаться вещами, которые им нравятся. Увлекаться видеоиграми — стыдно и недостойно звания «взрослого серьёзного человека», получать удовольствие от инди-игр — недостойно вдвойне, ведь если уж позориться, то исключительно высокобюджетными трипл-эй проектами. Выбор за вами, если вам, как и мне, подобные игры способны принести немало радости и доставить эстетическое удовольствие, нам точно по пути.
Состояние, образовавшееся в моём сердце после полного прохождения «Machinarium», точнее всего характеризует японское слово natsukashii. Да, помимо увлечения видеоиграми, ещё я люблю необычно звучащие сочетания букв и получаю удовольствие от новых слов и выражений. Так вот, в переводе с японского, «natsukashii» примерно означает ностальгию, окрашенную счастьем (это было прекрасно) и грустью (оно в прошлом). А одноразовость подобных игр лишь добавляет остроты восприятия, когда ты полностью осознаёшь, что путешествие в этот мир будет быстротечным, однократным и совершенно точно незабываемым. Классная игра, чего уж там, хоть и короткая. Да, я неоднократно слышал, что жизнь — тоже неплохая штука, но я предпочитаю видеоигры. Пойду, поищу что-нибудь ещё такое же классное для своей PS Vita, а вы заходите ко мне в блог хоть иногда, я вам ещё эссе напишу.
Моя оценка: 9 из 10