«Machinarium» (PS Vita)
Релиз: Северная Америка 26 марта 2013,
Европа 1 мая 2013
Разработчик: Amanita Design
Издатель: Amanita Design
Прогресс неумолим, и бесхвостые прямоходячие почти привыкли к представителям семейства роботов, эволюционирующего параллельно царству человекоподобных. В развитых странах роботы уже вовсю пылесосят полы жилищ и доставляют корреспонденцию, а где-то даже работают барменами или художниками на фрилансе. В кровожадных джамахириях роботов приспособили на роль камикадзе, начиняя их взрывчаткой и отправляя убивать людей соседней страны, посмевших стать умнее, смелее и лучше оголодавших болотных людоедов. Не сумевшие найти близкую душу люди вовсю грезят, что когда-нибудь в обозримом будущем роботы смогут заменить им не только калькулятор и посудомойку, но и спутницу жизни, например, как в сериале «Лучше, чем люди» (2018). Да, времена страшилок про SkyNet и рассказов вроде «I Have No Mouth, & I Must Scream» остались в прошлом, тех же видеоигр с участием роботов существует великое множество, причём самых разных жанров. Интересно, а что говорят по этому поводу сами роботы?
![Скриншот из игры Machinarium для PS Vita](https://tsarap.ru/wp-content/uploads/2023/09/MachinariumPSVita_1.jpg)
В инди-игре «Machinarium» чешской студии «Amanita Design» роботы звуковые волны не создают вовсе, предпочитая общаться между собой с помощью этаких мысле-образов. Да и разве так уж важна болтовня персонажей в игре жанра «point & click», способной моментально огорошить пользователя своей великолепной и необычной графикой? Сюжет раскрывается постепенно, а покамест нам предлагается собрать своего героя из валяющихся на свалке запчастей и скорей отправляться в город Машинариум, где явно происходит что-то нехорошее. Управление элементарное — навели курсор на заинтересовавшую нас область экрана, нажали кнопку действия и заполучили нужный предмет в инвентарь. Дальше эти предметы можно юзать, поодиночке или комбинируя между собой, и решать таким образом несложные задачки для продвижения по сюжету. Хотя нет, частенько задачки оказываются тем ещё крепким орешком, над которым придётся посидеть не один десяток минут. На то ведь он и квест, чтобы решать его самостоятельно, правда?
![Скриншот из игры Machinarium для PS Vita](https://tsarap.ru/wp-content/uploads/2023/09/MachinariumPSVita_2.jpg)
Зовут нашего персонажа Йозеф, незадолго до описываемых в игре событий он работал простым уборщиком мусора. Признавайтесь, тоже сразу вспомнили про WALL-E? Ага, Йозеф почти такой же милый, как и его американский двоюродный братец, только в его мире люди вообще отсутствуют за ненадобностью (вопрос, куда они подевались, оставлен за кадром). Все персонажи — роботы, кошки, птички — сделаны из железа, как и окружающая обстановка, так что со временем приобрели серовато-ржавый оттенок. Но назвать этот мир безликим или унылым язык не повернётся, в нём есть своё очарование и даже шарм. Конечно же, он во многом копирует мир «человеков», поэтому тут найдётся место и любви, и преступлениям против общества, и музыке, и азартным играм. Даже церкви нашлось местечко, видимо, роботы тоже имеют алогичную склонность верить во всё хорошее. Должно быть, интернеты им покамест не протянули.
![Скриншот из игры Machinarium для PS Vita](https://tsarap.ru/wp-content/uploads/2023/09/MachinariumPSVita_3.jpg)
Итак, завязка сюжета. Члены шайки Чёрных Шляп вовсю творят бесчинства и непотребства в Машинариуме: воруют патефоны, палят из рогаток и даже заражают местного мэра вирусами. Вызванный на подмогу мэру мусорщик, в коде которого произошла непредвиденная ошибка, вместо бандита отправляет на свалку нашего героя Йозефа. А бандит скрывается в неизвестном направлении, прихватив с собой подружку Йозефа, уборщицу Берту. И да, нашу задачу вы поняли правильно — спасти Берту, попутно избавив мэра от вирусов и приведя в достойный порядок все локации, где успели набедокурить пресловутые Чёрные Шляпы. Звучит просто, однако вынужден повториться: некоторые задачи решить нахрапом не получится, поэтому заранее будьте готовы на многочасовые брейн-штурмы. Или обратитесь к туториалам в сети, такой выход из положения лично я зазорным не считаю.
![Скриншот из игры Machinarium для PS Vita](https://tsarap.ru/wp-content/uploads/2023/09/MachinariumPSVita_4.jpg)
Конечно же, я не считаю себя опытным игроком в квесты, покамест из представителей этого жанра осилить целиком мне удалось лишь «Goosebumps: The Game» для горячо любимого мною Xbox 360. Встроенные мини-игры вроде длинных крестиков-ноликов или примитивной пулялки в лабиринте я не считаю чем-то новым или необычным, но вот некоторые находки создателей показались мне интересными. К примеру, определённые действия наш герой может выполнять лишь в изменённом состоянии, растянув свой корпус вверх или, наоборот, сплющившись до высоты консервной банки. Хотите подпрыгнуть и зацепиться за перекладину — жмите стрелку «вверх», хотите добраться до спрятанного блока переключателей — стрелку «вниз». Да что там, невысокликов с помойки зоркий страж не пустит даже на порог славного Машинариума, ибо нефиг тут понаеханцам шляться! Так что срочно прибавляйте в росте и нацепляйте синий колпак, чтобы мимикрировать под представителя власти. Ах да, мигающую лампочку на макушку прицепить не забудьте!
![Скриншот из игры Machinarium для PS Vita](https://tsarap.ru/wp-content/uploads/2023/09/MachinariumPSVita_5.jpg)
Листая отзывы на «Machinarium» в сети (и особенно комментарии пользователей под этими отзывами) я заметил, что многие игроки сразу побрезговали игрой и внесли её в свой список недостойных внимания, лишь заприметив шильдики «инди» и «квест». Что ж, имеют полное право. Хочу лишь заметить, что навязанная общественным мнением концепция «хорошего вкуса» мешает людям наслаждаться вещами, которые им нравятся. Увлекаться видеоиграми — стыдно и недостойно звания «взрослого серьёзного человека», получать удовольствие от инди-игр — недостойно вдвойне, ведь если уж позориться, то исключительно высокобюджетными трипл-эй проектами. Выбор за вами, если вам, как и мне, подобные игры способны принести немало радости и доставить эстетическое удовольствие, нам точно по пути.
![Скриншот из игры Machinarium для PS Vita](https://tsarap.ru/wp-content/uploads/2023/09/MachinariumPSVita_6.jpg)
Состояние, образовавшееся в моём сердце после полного прохождения «Machinarium», точнее всего характеризует японское слово natsukashii. Да, помимо увлечения видеоиграми, ещё я люблю необычно звучащие сочетания букв и получаю удовольствие от новых слов и выражений. Так вот, в переводе с японского, «natsukashii» примерно означает ностальгию, окрашенную счастьем (это было прекрасно) и грустью (оно в прошлом). А одноразовость подобных игр лишь добавляет остроты восприятия, когда ты полностью осознаёшь, что путешествие в этот мир будет быстротечным, однократным и совершенно точно незабываемым. Классная игра, чего уж там, хоть и короткая. Да, я неоднократно слышал, что жизнь — тоже неплохая штука, но я предпочитаю видеоигры. Пойду, поищу что-нибудь ещё такое же классное для своей PS Vita, а вы заходите ко мне в блог хоть иногда, я вам ещё эссе напишу.
Моя оценка: 9 из 10