«Упражнения в прекрасном» (2011)
«Разучивание прекрасного и постоянные упражнения в прекрасном неизбежно поднимают человека, если только он не совсем обижен природою»
(И. Гёте)
«— Алик, прости, конечно, но когда мы сцену поцелуя с Алисой играли, почему-то только твой голос из-за кулис слышали. Что, свой сценарий вслух монтировщикам читал? А когда ты застаёшь нас в объятиях, это что за пауза такая?
— Это мотивированная пауза, я переживаю в ней гамму чувств.
— Да-а?! А зритель подумал антракт, и пошёл в буфет коньяк пить!»
(цитата из фильма)
Про то, что российский кинематограф находится в самом непотребном месте, мы все уже слышали предостаточно и даже успели смириться с этим якобы непреложным фактом. Но ведь есть, есть же режиссёры, которых открываешь для себя случайно, а потом ждёшь с нетерпением их очередных работ и до дыр засматриваешь уже отснятые картины. Конечно, таких современных мастеров, творящих на русском языке, до обидного мало, что лишь приумножает наслаждение от просмотра качественного продукта, в котором есть над чем поразмыслить и затем обсудить с друзьями. В этих картинах отсутствуют аттракционы блокбастерного типа, многомиллионные бюджеты и 3D-эффекты, зато есть прекрасные диалоги и зарисовки из жизни, прочувствовав которые, благодарный зритель получит большое количество пищи для ума (да-да, ум тоже нужно регулярно подкармливать, и не только попкорном от Marvel или роллами от Миядзаки).
Примером такого режиссёра для меня является мастер полутонов и интонаций Виктор Шамиров, который снимает замечательное «кино не для всех», причём это не тяжёлый для понимания артхаус, а милое и комфортное зрелище для понимающих. Безусловно, подобные картины не привлекут в кинотеатры колышущуюся массу с семечками и пивком, но обязательно найдут своего зрителя. Фильм «Упражнения в прекрасном» до переноса на ленту был спектаклем, что лишь подогрело мой интерес к нему.
Труппа, состоящая из трёх немолодых актёров и девушки-студентки театрального института, колесит по городам и весям нашей родины, каждый день давая спектакль в новом населённом пункте. Жизнь и карьера каждого складываются не очень хорошо, не так, как думалось и мечталось, но вечерний спектакль состоится непременно, ибо они влюблены в свою профессию, и никакие алкогольные распри и творческие разногласия не помешают выполнить своё предназначение.
Получилось весьма интересно. Сюжета в картине нет, как такового, да и не нужен он в этой очень точно подмеченной и филигранно выполненной постановке. На мой взгляд, фильм имеет лишь один, но очень критичный минус — диалоги, на которых и строится весь эффект, произносятся очень быстро, практически скороговоркой. Не успевал я даже чуть распробовать вкус одной фразы, как на неё уже накладывалась следующая, а постоянно тыкать в кнопку «пауза» совсем не комфортно. Больше претензий не имею.
Кстати, режиссёр и исполнитель одной из главных ролей Шамиров в одном интервью сравнил свои фильмы с бумажными самолётиками, которые он мастерит и запускает с балкона непонятно куда и кому. И чувство, что процесс производства никому не интересен, равно как и результат полёта, не оставляет его. Дядя Витя, пожалуйста, продолжайте запускать свои самолётики! За всех говорить не имею права, а вот мне они очень нужны. И такая низкая оценка не потому, что мне не понравилось, а лишь по причине того, что я жду от вас очередного чуда.
Интересный факт
Фильм основан на одноимённом спектакле, который был поставлен в театре им. Моссовета.
Моя оценка: 7 из 10