«Балет» (2023) сериал
«— Мне нравится та тема, которая сейчас проявляется. Это сопротивление рутине и обыденности через преодоление страха изменений. Нам нужно пройти путь от простых паттернов к сложной форме.»
(цитата из сериала)
«— Это у вас, там, теперь балетом зовётся?
— Аэробика. Но она перевернула весь мир.
— Да-да, именно, именно… Не то, что наша, классическая школа.
— Какая «ваша»? Которая вся на фрунцузском языке?»
(диалог из сериала)
Наверное, большинство родившихся при совке людей без проблем припомнят четверостишие Визбора, раскрывающее великую триаду приснопамятного Союза. Помните, то самое, где про «делаем ракеты и перекрываем Енисей»? Успехи в балете в нём поставлены на один уровень с военной и промышленной мощью страны, а это о многом говорит. Не космос, не футбол с хоккеем, не «лучшие в мире» медицина с образованием — балет. Уверен, что этот выбор был обусловлен сексуальными фантазиями тогдашних партийных бонз, ведь даже в мечтах гораздо интереснее заниматься любовью с поджарыми молодыми балеринками, нежели с громоздкими хоккеистами или мужеподобными математичками, верно? Инстинкт размножения всегда превалировал над логикой и здравым смыслом, именно благодаря ему пропихиваются в верхние эшелоны спорта и искусства многочисленные протеже, именно его искренне благодарят прикалывающиеся над балеринами проститутки, говоря, что «одними танцами на жизнь не заработаешь». В сериале «Балет» собственно сексу экранного времени уделяется всего ничего, тут больше про любовь и бабки, но он неизменно присутствует на заднем плане чуть ли не любой сцены. Да и как может быть иначе, ведь балет — это жизнь, а жизнь собственно и зарождается только благодаря сексу.
За всю свою жизнь я ни разу не был на балете, и это вполне объяснимо — зачем тратить кучу денег на то, к чему не испытываешь ни малейшей симпатии? И про кучу денег я вовсе не шучу, да и в сериале неспроста продемонстрирована стоящая в бухгалтерии коробка из-под микроволновки, доверху набитая крупными купюрами. Поверхностный гуглёж показал мне, что цена на билеты в Большой театр запросто пробивает планку в сто тысяч рублей за штуку, и это, заметьте, на поросшее болотной тиной «Лебединое озеро». Подозреваю, что истинные фанаты балета за такие слова закидают меня своими интеллектуальными фекальками, уличив в быдлячестве и отсутствии хорошего вкуса. Так и есть, господа — я не хожу в ногу и строем, не стараюсь произвести хорошее впечатление на попов и фээсбэшников (по уверениям одного из героев сериала, основную массу публики составляют именно эти ценители прекрасного) и не грассирую в речи словами, значение которых до конца не понимаю, вроде «фуэте» или «па-де-дё». Хотя вот балет по центральному телевидению я бы сейчас, не скрою, посмотрел с огромным удовольствием.
С целью хоть немного понять движущие силы персонажей, я не преминул посмотреть и прилагавшийся к произведению «фильм о фильме», где участвовавшие в создании сериала люди высказывали своё мнение о получившемся продукте и входящих в его состав ингредиентах. И да, ничего нового — главным фактором оказался жёсткий диссонанс между амбициями и реальными достижениями, присущий чуть ли не любому творческому человеку. Повезло тебе, скажем, родиться в нужной семье с правильными связями — успех и главные роли в спектаклях практически у тебя в кармане, знай не ленись. А ежели связями твой анамнез не осложнён, то суждено тебе, скорее всего, всю карьеру прозябать в кордебалете. Конечно же, если ты на самом деле живёшь балетом, если ежедневно вкладываешь в него свою страсть и постоянно испытываешь боль от невыносимых физических и моральных нагрузок, до шанс проявить себя и заслужить признание хоть и малюсенький, но появляется. А талант?.. Ну, тоже важен, наверное, ведь щепотка таланта лишней не будет, хоть это и является скорей приправой к блюду, придающей пикантную ноту остроты.
И вот живёт такая отдельно взятая «большая семья», состоящая из артистов собственно балета и связанных с ним людей, и занимается Большим Искусством в Большом театре. Театр этот является, по их собственным уверениям, самым главным театром страны, да чего уж там — главным театром мира. Многие персонажи являются людьми увлечёнными, немножко не от мира сего, поэтому порой тараторят скороговоркой загадочные для непосвящённых термины. «Гран батман вперёд, через первую фуэте поставить пятую, два гран батмана в сторону спассе, баттю, баттю, баттю, сесть в пятую, два пируэта открыть в а ля сэгонд, поставить назад, всё обратно ан дедан» — как вам, милсдарь, такое?! Прошу прощения, если я невзначай напутал или переврал что-то из монолога героини, просто решил привести фразу для примера.
В перерывах между танцевальными номерами зрителю показывают самое, на мой взгляд, пикантное: изнанку балета и человеческих судеб, этим балетом исковерканную. «Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет», — говорила известная на весь мир танцовщица и хореограф Пина Бауш. Кстати, именно из собирательного образа Пины Бауш и ещё одной танцовщицы Марты Грэм сделан персонаж Руты Майерс, женщины трудной судьбы. Когда-то, ещё во времена совка, Рута танцевала на сцене и подавала большие надежды, но своей непосредственностью и желанием перемен спровоцировала партийное начальство на агрессию. Во время гастролей по Штатам, Рута принимает правильное решение: не возвращаться в Союз, где её ждёт показательная социалистическая порка с отстранением от балета и возможной посадкой в тюрьму, а остаться в чужой для себя стране. В США молоденькая танцовщица делает неплохую карьеру, постепенно создав даже собственный театр, личной жизнью же (как и оставшимся за океаном возлюбленным Андреем) приходится пренебречь. Искусство, знаете ли, превыше всего.
Возвращаться в Россию, особенно спустя сорок лет разлуки, Рута не планирует даже в фантазиях. Однако Игорю Корнееву, новому директору Большого театра, каким-то образом удаётся уговорить мировую легенду посетить Москву и задержаться на небольшое время, создав на сцене родного для Руты театра любую постановку на её выбор. Игорь для балета человек новый, даже можно сказать временный, поэтому в подковёрной возне и закулисных интригах он разбирается слабо. Он больше заинтересован в раскрытии коррупционных схем, коими театр наполнен от вешалки до буфета, ведь бабки тут крутятся очень большие. А интригами рулит хореограф Лариса, бывшая напарница Руты по балету, кресло же художественного руководителя занимает Андрей Пронин. Да, вы всё правильно поняли — это тот самый Рутин возлюбленный Андрюшка из прошлого, оставшийся в Союзе и тоже добившийся неплохих карьерных успехов.
Коррупцией же в театре заведует Алла, жена Андрея, которую по понятным причинам приезд Руты вовсе не радует. Сын Андрея, Илья, танцует главные партии во всех постановках, дочь Кира вовсю пиарит брата и театр в соцсетях, так что фраза про «одну большую семью» тут подходит как нельзя кстати. Денежки в эту семью текут из разных источников: что-то перепадает от дорогущих входных билетов, что-то капает с продажи в буфете алкоголя по заоблачным ценам, а что-то жертвуют олигархи вроде Стрельцова, потихоньку пропихивая наверх своих протеже. И за всем этим семейством зорко бдит контора из трёх букв, представленная чуть ли не всемогущим Николаем Павловичем. Сложная семья, со своими правилами закулисного жабогадюкинга, но уж какая есть, не менять же вековые устои.
Рута же, несмотря на возраст и опыт, сумела сохранить в душе то юношеское стремление к переменам, что помогло ей когда-то поменять и свою жизнь, и мировой балет в целом. Что характерно, молодая балетная поросль во главе с Ильёй Прониным сразу видит в новом хореографе свой шанс что-то изменить в жизни и целиком поддерживает Руту. Так что будет в сериале место и красивым танцам, и любовным страстям с непредсказуемой концовкой, и маленькой истории современной Золушки, да много чему. Рута даже забракует на кастинге дочь Стрельцова, приняв девушку за любовницу олигарха. Но быстро исправится, узнав про свою ошибку, ибо «quod licet Iovi, non licet bovi», или, слегка перефразировав изречение под сериальные реалии, «что позволено доченьке, то не позволено тёлочке». И много, очень много красивого балета, тем более, что целую россыпь ролей исполнили реальные артисты.
Визуально сериал получился почти завораживающим, настолько мастерски и сочно сняты танцевальные эпизоды. А вот игру актёров я похвалить смогу лишь с натяжкой, более того — последние несколько серий меня практически вгоняли в скуку. Сюжетные твисты предсказать несложно, учитывая факт, что борьбе нового и старого посвящено немало произведений. Да, тут все прыгают на пуантах, да, здесь звучит музыка Стравинского, да, здесь во главу угла поставлены человеческие боль и страдания. Но разве это принципиально отличает сериал «Балет» от других похожих драм? Разве что антураж, ставший для меня чуть ли не открытием. Оказывается, балет в условиях тотальной диктатуры тоже имеет свои неповторимые особенности, способные подогреть интерес к этому очень специфичному виду искусства. Так зачем же я, ни капли не разбирающийся в балете, полез смотреть и тем более комментировать на всеобщее обозрение такую необычную картину? Отвечу фразой из анекдота — ну, во-первых, это красиво.
Интересный факт
Источником вдохновения для создателей проекта стала известная танцовщица и хореограф Пина Бауш.
Моя оценка: 7 из 10