«1408» (2007)
«Отель «Дельфин» приглашает Вас остановиться в любом из наших роскошных номеров. Кроме одного…»
(слоган фильма)
«— Но читатели ждут правды.
— Читатели?! Вашим читателям просто нужно пощекотать нервы. «Одноногий призрак Юджина Рилсби всё бродит по заброшенному дому», «Фантом кладбища Маунт-Хоуп всё лает».
— Слово в слово. Откуда узнали?
— Ваши вещи нетрудно найти, они есть во всех лавках на полках дорожного чтива. Сочатся цинизмом. Написано одарённым юным человеком, который не верит никому, кроме себя.»
(цитата из фильма)
Наверное, самые страшные вещи и доводящие до состояния панического ужаса события происходят в нашей голове. Не у всех, конечно же, люди с атрофированной фантазией или не способные к эмпатии обладают счастливым иммунитетом к иссушающему душу и тело кошмару. Вновь и вновь переживать травмирующий фактор, пытаться выбраться из этого порочного круга и не находить дверной ручки непослушными одеревеневшими пальцами, пялиться в ночную мглу до краёв наполненными страхом глазами — удел чересчур впечатлительных личностей с расшатанной психикой. Фармацевтика, алкоголь и другие приятные способы быстрого разрушения собственной личности всегда помогут пережить особо тяжёлые периоды, только причину состояния они устранить не в силах.
Писатели, музыканты, принимающие наркотики или ударные дозы алкоголя люди, пережившие потерю близкого человека, находящиеся в пограничном состоянии больные — список ежедневно раскручивающих колесо своего кошмарного аттракциона можно продолжать ещё долго. Порой достаточно лишь намёка на триггерное событие, чтобы жаркий костёр всепоглощающего огня страха запылал с новой силой, в мгновение ока уничтожая результаты многолетней усердной терапии. И вновь колесо переживаний отправляется в путешествие по буеракам израненного сознания, громыхая на извилинах головного мозга человека, беспощадно давя и калеча всё хорошее и доброе. Постепенно это колесо может даже трансформироваться в лежащую на боку восьмёрку, олицетворяя бесконечность мук и страданий.
Стивен Кинг знает о страхе очень много и щедро делится с благодарными читателями особо значимыми моментами своих переживаний. Я думаю, люди ценят его произведения за важный момент — испугавшую вас книгу всегда можно захлопнуть в любой момент, прервав сеанс погружения в дебри кошмара по собственному желанию. Из собственноручно созданного персонального ада вырваться куда сложнее, на ум приходит лишь продемонстрированный нам в фильме «1408» способ с петлёй на потолке, этакой экспресс-выпиской из номера отеля под названием Жизнь. Я такой выход всячески порицаю, но не исключаю тот факт, что когда-нибудь прибегну к нему сам. В своей слабости признаваться стыдно, но мёртвые сраму не имут.
Книги писателя Майка Энслина пользуются популярность, ведь они представляют собой субъективные обзоры на различные отели «с историей», населённые призраками кладбища и прочие потусторонние вещи, не поддающиеся рациональной критике. Люди обожают пощекотать себе нервы байками из склепа, рейтинги разнообразных «Шоу экстрасенсов» и паранормальными историями служат тому своеобразным мерилом экономической целесообразности. Сам Майк в призраков и прочие пугалки не верит ни на грош, поэтому свои обзоры до предела насыщает едким цинизмом, здоровым скептицизмом и прочими выпадами в сторону людского мракобесия. Он пишет не для того, чтобы его поняли, а чтобы самому понять пути выхода из засосавшей его бездны боли.
Причина этой боли видна невооружённым глазом — Майк потерял своего единственного ребёнка, а потом и с женой не смог продолжать существовать в одном пространстве. Выход он нашёл достаточно быстро, как часто случается в подобных обстоятельствах, его верными помощниками стали погружение в работу и алкоголь. Майк с удовольствием колесит по городам и весям огромной страны, воспринимая очередное приглашение в загадочные отели как вызов устойчивости его психики, не более того. Очередная открытка-заказ из отеля «Дельфин» вызывает интерес своей лаконичностью, текст на ней гласит «не заходи в номер 1408», а это уже похоже на дуэльную перчатку.
Менеджер отеля Джеральд Олин, кажется, готов пойти на любые уступки, лишь бы писатель не переступил порог злополучного номера 1408. Он угощает Майка коллекционными напитками, предлагает различные бонусы и привилегии, а потом и раскрывает тайную папку с подробностями смертей постояльцев этого номера. За время существования отеля номер 1408 успел собрать обильную жатву из погибших людей, причины у всех разные, но градус накала ситуации это не снижает ни на йоту. По словам управляющего, в 1408 обитает «чистое зло», что лишь распаляет интерес публициста, который теперь уже бесповоротно намерен провести ночь в этом номере.
На мой взгляд, очередная попытка экранизации произведения Кинга на этот раз оказалась удачной. Режиссёр использовал весь доступный арсенал нагнетания страха зрительской аудитории, и у него получилось, даже не смотря на посредственную актёрскую игру Кьюсака. Даже самый прожжённый циник и не верящий в эти ваши ужастики материалист нет-нет да и вздрогнет невольно от очередного кадра, а уж людей с лабильной психикой картина способна напугать до чёртиков. Крайне не советую смотреть этот фильм в одиночестве, в тёмное время суток, да и просто с целью получить небольшую дозу адреналина, как жаждал главный герой. Некоторые сцены потом долго будут всплывать в памяти в самый неподходящий момент, когда вы бреетесь в ванной комнате или подходите спросонья к зеркалу, заставляя проживать эти полтора часа картины вновь и вновь.
Интересный факт
В своем выступлении перед раздачей автографов Майк Энслин говорит: «Бояться надо» («Stay scared»). Это одна из любимых фраз классика американского кинохоррора, режиссера, сценариста и продюсера Джорджа А. Ромеро, друга Стивена Кинга, поставившего два фильма по его произведениям — «Калейдоскоп ужасов» (1982) и «Темная половина» (1992). Ромеро любит произносить эту фразу на публике и часто использует ее как часть своего автографа.
Моя оценка: 8 из 10