«Кровавый алмаз» (2006)
«Ценою в целую жизнь»
(слоган фильма)
«— Порой я думаю, простит ли нас Бог за то, что мы творим друг с другом? А после оглядываюсь и понимаю — из этих мест Бог давным-давно ушел.»
(цитата из фильма)
Общество потребления учит покупателей приобретать всё больше товаров, которые не являются предметами первой необходимости, а подчёркивают статус владельца или служат декоративным обрамлением «тушки» состоятельного гражданина. О том же, как эти цацки попадают на прилавки, принято не задумываться. Банальным примером такого бизнеса являются добыча и контрабанда алмазов из африканских стран. Чтобы доходы от продаж не падали, сбыт искусственно регулируется путём увеличения спроса за счёт рекламы и снижения количества товара монополизацией добычи, понижением себестоимости и дозированным поступлением на рынок. Главное, чтобы покупатели не задавали ненужных и неудобных вопросов о происхождении этой красоты.
Да и будем честны, многие ли из потребителей алмазов с ходу покажут на политической карте местонахождение страны с интересным названием Сьерра-Леоне? А кто из них вспомнит, что там происходило в девяностых годах прошлого столетия? И кто из вспомнивших свяжет гражданскую войну с рынком алмазов? Думаю, статистика окажется такой же неутешительной, как и в моём случае (до просмотра киноленты «Кровавый алмаз», конечно). Предлагаю насладиться актёрской игрой Леонардо ДиКаприо и на два с половиной часа с размаху шлёпнуться в грязь и кровь западной Африки.
Неожиданным образом судьбы простого рыбака Соломона Ванди, потерявшего следы семьи в роде гражданской войны в Сьерра-Леоне и отправленного на алмазные прииски, и контрабандиста оружием и бриллиантами Дэнни Арчера, арестованного и брошенного в тюрьму, сплетаются в надежде перепродать огромный и дорогой алмаз. Соломон хочет спокойно жить со своей семьей, а Дэнни мечтает удрать из Африки в любую другую страну, где жизнь человека ценится дороже пары патронов 7,62 мм. Проблема в том, что об этом алмазе знают уже не только они вдвоём, да и находится он на территории, контролируемой агрессивными вооружёнными повстанцами, которые без угрызений совести убивают, калечат и насилуют ради им одним понятных целей.
Фильм производит неизгладимое впечатление. О существовании Сьерра-Леоне до этого я знал только из редких упоминаний по телевизору, а о потоках людской крови, щедро омывающих добычу прозрачных камешков, не слышал вообще. Тем увлекательнее оказалось для меня путешествие вглубь чёрного континента, который я по простоте душевной (и малого знания) представлял чем-то вроде раскидистого животного рая а-ля «Король-Лев». Картина сразу заставляет напрячься и сопереживать героям, двое из которых играют, надо заметить, ка минимум на Оскар, а то и на охапку дополнительных Ветвей, Львов и прочих знаков почёта.
Сюжет не провисает ни на минуту, вовлекая зрителя в творящееся на экране. Хороша работа оператора, заслуживают всяческого поощрения мастера эффектных пальбы и взрывов, от души постарались режиссёр и сценарист. Оценку я слегка снизил лишь за некую предсказуемость сюжета, хотя это лишь моё мнение. Картина по праву заслуживает похвалы от любителей качественного кино и почётного места на полке с любимыми дисками с пометкой «пересматривать раз в два-три года».
Интересный факт
Премьера фильма вызвала массовую критику властей ЮАР, которым пришлось оправдываться перед международным сообществом по обвинениям в преступлениях перед человеком. Официальные лица африканской страны косвенно признали факты нарушений гражданских прав населения, однако подчеркнули, что все это в далеком прошлом, а доля нелегальных алмазов на мировом рынке не превышает одного процента. Исполнителям главных ролей также было предложено лично посетить предприятия по добыче алмазов и убедиться в соблюдении всех международных законов.
Моя оценка: 8 из 10