«Тайна Коко» (2017)
«The celebration of a lifetime»
(слоган мультфильма)
«— Так значит это не сон и вы существуете?!
— А ты думал, что нет?
— Ну, не знаю. Я думал, это взрослые для детей выдумали, вот скажем как… Витамины!
— Мигель, витамины — это не выдумка!
— Ну теперь я во всё готов поверить.»
(цитата из мультфильма)
Латиноамериканский праздник День мёртвых, зарождение которого произошло ещё во времена майя и ацтеков, способен одним своим внешним видом внушить ужас православным и прочим христианам. Посудите сами — мексиканцы не пьют на кладбище водку, сочно хрупая на закуску солёным огурчиком, не поют жалобных заунывных песен и не красят оградку быстросохнущей, а оттого особенно вонючей нитроэмалью. Они устраивают праздник, чуть ли не карнавал, веря в то, что ушедшие близкие на один вечер в году посетят своих родственников и тоже повеселятся. Всего-то и нужно для этого, чтобы умершего продолжали помнить оставшиеся на этом свете, хотя бы один человек.
Память об ушедших сама по себе довольно странная штука. Верящие в приметы люди однозначно заявляют, что увидеть умершего родственника во сне, особенно если он с тобой общается или зовёт с собой, самый что ни на есть дурной знак. Посещение умерших на кладбище, насколько я знаю, строго регламентируется православным календарём, в котором специально выделены подходящие для визитов даты. Фотографии покойного — табу, вещи усопшего — харам, пить за упокой души исключительно не чокаясь, хлебушек на стопке, воспоминания или хорошие или никакие. Пожалуй, больше темы смерти табуированы лишь вопросы секса, да и то исключительно в слаборазвитых странах, погрязших в средневековье.
Я бы не отказался, если бы во времена моего детства взрослые люди объяснили смерть несколько иначе, чем это произошло на самом деле. Тот же Егор Летов однажды хорошо сказал: «Человек — это как аквариум с рыбками, который находится внутри океана. А при смерти он ломается. Он всё равно там остаётся, но у него уже нет рамок.» Согласитесь, звучит намного лучше, нежели запах в церкви на отпевании (до сих пор не знаю, чем там пахнет, но запах однозначно ассоциируется с горем), промозглый ветер на кладбище, фальшивые речи на поминках. Да и европейские склепы тоже душу не греют, на мой взгляд, мексиканские огоньки свечей и расписные сладости куда надёжнее выстроят мост между подрастающим поколением и навсегда покинувшими этот жестокий мир родственниками.
Паренёк Мигель мечтает стать великим гитаристом, как его кумир Эрнесто де ла Крус, но в его семье тема музыки находится под строжайшим запретом. Его прапрадед бросил прапрабабушку с ребёнком на руках, поэтому все родственники Мигеля теперь занимаются исключительно башмачным ремеслом, и мальчугану тоже предстоит карьера сапожника. Однажды, во время празднования очередного Дня Мёртвых, Мигель попадает в страну, которая населена усопшими. Там он встречает и своих родственников, фотографии которых так заботливо ставят каждый год на алтарь, возводя временный мост между Страной Мёртвых и нашим миром.
Мечтая встретиться со своим кумиром де ла Крусом, которого Мигель считает своим утраченным прапрадедом, парень отправляется в путешествие по этой стране. Получив благословение от мэтра, он сможет вернуться на этот свет и стать самым великим музыкантом. В путешествии его сопровождает глуповатый пёс Данте, внезапно оказавшийся Проводником между мирами, и дух Гектор, которого на этом свете уже никто не вспоминает.
Страну мёртвых населяют не только духи людей, но и причудливо окрашенные и принявшие необычную форму духи животных. Если не ошибаюсь, в Мексике такие игрушки называются «алебрихе», их изготавливают из папье-маше и продают в сувенирных лавках. Любители же компьютерных игр наверняка обратят внимание на удивительную схожесть этих колдовских созданий с существами, являющимися визитной карточкой миров серии «Viva Piñata». Насколько я понял, это домашние животные, которые и на том свете продолжают жить вместе со своими хозяевами, только слегка видоизменились и приобрели дополнительные возможности вроде умения летать.
На мой взгляд, мультфильм прекрасен, и до шедевра не дотянул лишь пару сантиметров. Понимаю, что выскажу насквозь банальную вещь, но удержаться не могу — я потрясён гениальностью мультипликаторов Пиксар. Они раз за разом обращаются к новой теме, предпочитая выбирать противоречивую или вообще такую, к которой непонятно вообще с какой стороны подходить, и выдают на-гора шедевр. Сторонники посконной стагнации, клепающие уже пятнадцатые (или какие там, я не слежу) приключения коня Юлия кряду, могут сколько угодно выдавать своё экспертное «фи», в их упорстве тоже есть определённая прелесть. Только вот миллионы поклонников по всему миру продолжают выбирать неожиданные и порой шокирующие произведения Пиксара, наслаждаясь просмотром очередного шедевра волшебников кисти и пера. Кстати, про количество поклонников я хочу упомянуть отдельно.
Что произошло с рейтингами этого мультфильма на крупных сайтах, я так и не смог понять. IMDB на данный момент показывает оценку 8.4 при 430 тысячах голосов, а Кинопоиск выдаёт 8.6 при 400 тысячах голосов. Вот вы верите, что количество проголосовавших (за иностранный мультфильм, sic!) пользователей ресурса мирового уровня и российского агрегатора сопоставимы? По всему миру — 430 тысяч, в России — 400 тысяч. Мне кажется, что мультфильм «Тайна Коко» был в своё время выбран полигоном для испытаний «лучшего в мире накрутометра российского производства», а результаты попросту не стали зачищать. Да и зачем, кругом же одни дикари и маргиналы живут, дальше собственного носа не видят, верят во всё подряд. Так ведь, мамкины социальные инженеры, я сейчас к вам обращаюсь?
Так или иначе, мультфильм замечательный, поэтому я без сомнений зачисляю его в пантеон великих. Он искренний и трогательный, динамичный и местами даже смешной. Поднятые в картине вопросы семейных ценностей, памяти усопших и важности саморазвития, актуальны всегда и в любой стране мира. Феерия красок способна даже закостенелого в своих убеждениях скептика заставить на полтора часа забыть о насущном, унеся в мир грёз и фантазий. Помните об ушедших, любите близких и смело шагайте навстречу мечте!
Интересный факт
В «Стране мёртвых» используется множество устаревших технологий — компьютер MacIntosh 80-ых годов, к примеру, или рации. Это уместно, поскольку эта технология устарела и в каком-то смысле мертва.
Моя оценка: 9 из 10