«Колония Дигнидад» (2015)
«Escape is the only option»
(слоган фильма)
«— Всё в этом мире для чего-нибудь нужно. Верно?.. Послушай. Если твои люди будут так обращаться с заключёнными, от них не будет никакого толку. В худшем случае он умрёт в собственном дерьме, ничего не сказав.
— Я вас прекрасно понимаю.
— И тут в игру вступает психология. Пытать может любой, а вот сломать человека, не причиняя ему физического вреда – это искусство.»
(цитата из фильма)
Когда политика и религия сплетаются в единый змеиный клубок, на поверхность человеческой личности начинают выползать замые глубинные, потаённые страхи, комплексы и мании. Обычно церковь проповедует добровольную аскезу, отказ от земных благ и удовольствий в пользу возможного дальнейшего вечного бытия в локации, открывающейся после смерти реципиента. Однако обязательства самоуничижения и самоистязания распространяется лишь на рядовых членов секты, а верхушка (проповедники, патриархи, жрецы и прочая мутная пена в потоке нечистот) напротив, наслаждаются жизнью земной, превращая послушников в податливых марионеток, с телами и сознанием которых можно делать всё, что угодно. Если же религиозное течение получает поддержку от государства и неограниченные источники финансирования и рекламы, начинается самый треш.
Священные религиозные книги для фанатиков всех мастей хороши тем, что написанное в них при желании можно повернуть в любую сторону, преследуя свои корыстные цели, например. В той же Библии, которую я некогда прочитал, полным-полно подробных описаний пыток, садизма, инцестов, уничтожения целых городов и наций. И хоть большинство христиан и пытается сделать из вышеописанного вывод «Бог есть любовь», сомнения в адекватности происходящего не раз и не два посетят здравомыслящего читателя.
Поэтому я считаю, что вопрос веры в какое-либо божество должен быть сознательным и добровольным выбором каждого, а навязывание с детства правильности лишь одной из религий приведёт к нетерпимости, агрессии к другим людям и, как следствие, появлению фанатиков и войн на религиозной почве.
Сюжет картины «Колония Дигнидад» обращается к реально существовавшему на территории Чили поселению, которым руководил религиозный фанатик Пауль Шефер, сбежавший из Германии после войны. Колония представляла собой идеальный концлагерь, обнесённый колючей проволокой с автоматчиками на вышках, выхода из которого не было в принципе. Заручившись поддержкой чилийского правительства, Шефер устанавливал на территории свои законы, установив абсолютную диктатуру и прикрывая всё это бесчинство религиозными фантиками.
Доподлинно неизвестно, сколько революционером закончили свой жизненный путь на территории поселения, превратившись в безвольных овощей или послужив компостом для выращивания сельхозпродукции, да и количество получивших убежище нацистов теперь уже не скажет никто. Пытки, сексуальное насилие, издевательства и просто убийства — вот неполный список способов достичь просветления и попасть на приём к Богу, по мнению Шефера.
Журналист из ФРГ, активно участвующий в политической жизни Чили, был схвачен тайной полицией по доносу бывшего соратника, подвергнут пыткам и в итоге отправлен на вечное поселение в колонию «Дигнидад», выхода из которой не существует. Пламенные борцы за справедливость предпочитают уйти в подполье и забыть мятежного товарища, лишь возлюбленная верит и пытается помочь. С этой целью она отправляется в колонию, спрятав в душе веру в освобождение жениха, а в нательный крестик их общее фото. Творящиеся в колонии преступления против личности потрясают девушку, но она продолжает искать варианты спасения.
Фильм получился хорошим, хоть и не без изъянов. Драматическая составляющая сюжета приковала моё внимание в первую очередь человеческими отношениями, готовностью к самопожертвованию ради близкого. Самые ужасные преступления проходят за кадром, показывая зрителю лишь результаты, и это, скорее всего, правильный шаг. Нацизм создатели картины старательно обходят стороной, да и вообще всю политическую подоплёку создания этой колонии не раскрывают, ограничившись лишь фразами о том, что всё это происходило в действительности. Игра актёров мне понравилась, равно как и музыкальное сопровождение, поэтому я рекомендую эту картину к просмотру самой широкой зрительской аудитории. Скорее всего, фильм не оставит равнодушным любого зрителя.
Интересный факт
Среди причин, пробудивших в Эмме Уотсон интерес к съёмкам в этом фильме, была и такая: здесь женщина спасает мужчину, тогда как обычно в кинематографе мужчины спасают женщин.
Моя оценка: 7 из 10