«Crash of the Titans» (Xbox 360)
Релиз: Северная Америка 2 октября 2007,
Европа 12 октября 2007
Разработчик: Radical Entertainment
Издатель: Sierra Entertainment, Vivendi Games
Наверное, я так сильно полюбил старые игры именно за то, что мне безумно нравится стареть вместе с ними, рука об руку. От этого процесса я получаю удовольствие, сравнимое с тем, когда в детстве я уже сделал все уроки и теперь полностью свободен, а впереди ещё целая куча времени до захода солнца. Да, после этого нужно будет ложиться спать, и это будет очень обидно, ведь я так и не доиграл свою лучшую жизнь, но сейчас-то у меня ещё всё впереди! И по обязательствам я вроде отстрелялся, и никаких особых проблем в обозримом будущем не предвидится, и на столе меня терпеливо дожидается классная книжка или не менее классная игра, способные погрузить в свой прекрасный и удивительный мир. Согласитесь, это ли не счастье? Как сказал один острый на язык человек, «счастье — это когда тебя понимают, но сделать ничего не могут». Искренне надеюсь, что и ты, незнакомый мне читатель, понимаешь мои чувства и даже немножко разделяешь их, примеряя на себя диапазон описываемых мною эмоций и находя точки корреляции со своим собственным диапазоном. Поэтому сегодня я предлагаю обсудить впечатления от игры родом из тех благословенных времён, когда солнышко светило ярче, трава была зеленее, а бесы с ангелами ещё разгуливали на свободе и не были загнаны в резервации специалистами по delirium tremens. Несколько лет назад я уже проходил эту игру, но не смог осилить режим hard и закинул её в список ожидания, обдумывая план мести. И, как сказала одна дрянная девчонка из «Crash of the Titans», «месть — это блюдо, которое лучше всего подавать с мармеладными червячками». Ну что, погнали сравнивать впечатления от игры?

Цифровую версию игры купить в магазине Xbox Marketplace уже не получится по причине его закрытия, но физические издания ещё попадаются на рынке, хотя поискать нормально сохранившийся экземпляр за вменяемые деньги придётся. Шутка ли — даже просто за диск с минимумом царапин и в коробочке с оригинальной обложкой просят сейчас около четырёх тысяч вечнодеревянных, полнокомплектные же лоты «Crash of the Titans» для Xbox 360 в состоянии CIB стартуют с пяти и более тысяч. А ведь ещё совсем недавно, буквально года четыре тому назад, я приобрёл нормальный диск (правда, без мануала) где-то в Европе всего лишь за тысячу с хвостиком, и это с учётом доставки… Но разве это крошечное счастье одного маленького человека имеет хоть какое-то значение в стране, жители которой настолько сильно полюбили своего фюрера, что добровольно лишили себя и свободы, и права голоса, а теперь ещё и жизни себя и окружающих с удовольствием кладут на алтарь победобесия и некрокульта псевдоличности? Уверен, что в этой стране покупка лицензионных дисков уже стала прерогативой жалкого десятка пользователей (ну хорошо, не десятка — двухсот-трёхсот, но не больше), остальные же сотни тысяч поклонников видеоигр радостно пиратят с торрентов, ибо «*уйло милостиво позволил». А сэкономленные таким образом денежки тратят на донаты своей армии, чтобы «их мальчики» убили как можно больше жителей другой страны и поскорее вернулись домой с награбленным. Или лучше даже не вернулись, заработав семье право на компенсацию и таким образом с лихвой отбив инвестиции. Да ну их всех, право слово, к чёрту, опять я отвлёкся на триггерную и весьма болезненную для меня тему! Фоточка моего диска красуется под этим абзацем, а я предлагаю перейти к обсуждению самой игры.

Итак, противостоять нам будет извечный враг Крэша, доктор Нео Кортекс, уже хорошо знакомый мне по игре «Crash: Mind Over Mutant». Да, «Crash of the Titans» вышла раньше, но первой я познакомился именно с «Повелителем мутантов», как окрестили вторую представительницу этой короткой серии для Xbox 360 русскоязычные локализаторы. Кстати: помните, в эссе по «Crash: Mind Over Mutant» меня позабавило имя Нео Кортекса и я вскользь упомянул, что настоящие доктора оценят юмор ситуации? Если вам вдруг стало интересно, что означает эта фраза на латыни и как она связана с размером головы нашего антагониста, а заодно и с его поведением, держите ссылку на статью в Вики. А вот причину, почему Сони так откровенно побрезговала персонажем, которого когда-то пророчили чуть ли не в маскоты игрового отдела компании, и не выпустила на седьмом поколении НИ ОДНОЙ игры о вселенной Крэша Бандикута, я так и не смог выяснить. Могли бы хоть переиздать старые тайтлы с PS2 и PS1, добавив жидкого мыла в графоний и подняв баблишка на фанатах серии, продав им те же игры по второму кругу, так ведь нет! Надеюсь, что однажды я куплю себе Xbox Original и/или Xbox One, чтобы познакомиться со всеми знаковыми играми очень интересной для меня серии, пока же остаётся гордиться этой пройденной на 100% парочкой.

Нео Кортекс, как и полагается любому поехавшему диктатору, мечтает поработить весь мир. Начать же свою мерзкую «спецоперацию» он решает с захвата островов Вампа, где проживает особо ненавидимая Кортексом четвёрка: белозубый очаровашка с изумрудного цвета глазами Крэш, его сестра и по совместительству классный механик Коко, геномодифицированный качок Кранч (все они из семейства бандикутов), и примкнувшая к героям маска Аку-Аку. Первая атака Кортекса верхом на зловещем дирижабле за счёт своей неожиданности приносит плоды: Коко и Аку-Аку попадают в плен к мерзавцу, а Кранч обездвижен заморозкой его нижних конечностей. Кстати, он так и простоит всю игру на покинутом всеми острове, терпеливо дожидаясь подмоги. Один лишь Крэш смог увернуться от атаки Кортекса, да ещё изловчился запулить какую-то штуковину аккурат в клетку с маской Аку-Аку, отчего та упала куда-то в чащу. Крэш немедленно отправляется на поиски маски, и тут его поджидает новый неприятный сюрприз: лесные тропинки, а заодно и все остальные локации островов, буквально кишат подручными миньонами доктора Кортекса. Не знаю, какими посулами смог затуманить мозги этим существам зловредный докторишка, но подозреваю, что тут всё было по классике — «кругом враги, мы самые великие в мире, всех убьём, одни останемся», и т. д. Помимо маленьких и слабых врагов, Крэша будут поджидать и соперники пострашнее в виде мутировавших особей в различных вариациях. Одолеть мутантов сложно, хотя тут имеется специальная методика: отвешиваем супостату порцию люлей, пока не доведём его до состояния нокдауна, а потом запрыгиваем на опешившего врага верхом и применяем способности маски Аку-Аку. Маска отключает контроль Кортекса над разумом титана и открывает Крэшу доступ уровня root, что позволяет юзать способности подчинённого существа в собственных интересах. На скрине чуть ниже мне удалось поймать именно этот момент, когда герой становится наездником, оседлав мутанта разновидности Spike.

Немножко расскажу про виды титанов, дабы распалить ваш интерес к изучению этого бестиария. Видов много, каждый обладает своими уникальными видами атак и способностей, так что между собой их роднит лишь неизменная цепь на поясе с пряжкой в виде большой буквы N. В принципе, если вы владеете английским на мало-мальски значимом уровне, уже по имени мутанта легко сможете догадаться, миксом каких животных он является и какими примерно способностями обладает. Хотите, попробуем? Вот, к примеру, один из самых сильных и медленных мутантов по имени Scorporilla — что это за зверь такой, как думаете? Совершенно верно, это помесь скорпиона и гориллы, поэтому он может и атаковать издали с помощью хвоста, и наносить мощные удары верхними конечностями в ближнем бою. Spike тоже полностью оправдывает своё имя, ведь острые шипы не только торчат из его кожи, ещё он может наносить урон группе противников, вызвав целую россыпь шипов из-под земли. Поодиночке даже эти вроде как неслабые противники для опытного игрока проблем не составляют, побеждать их можно и нужно с помощью оглушающих ударов типа «влетаем в грудь с обеих ног». Но вот на уровне сложности hard, когда мутанты начинают грамотно атаковать сплочёнными группами, да ещё под предводительством босса совсем уж неприличных размеров и мощи, у казуального игрока может возникнуть нехилая такая попоболь от постоянных поражений и стремительно тающего запаса жизней. Поверьте старику: если вы жаждете от игры простых удовольствий, не лезьте на hard, пройдите сюжетку и ограничьтесь этим. Если же вы непременно хотите закоплитить непокорную игру, доказав всему миру свою непомерную крутость, пару советов бывалого трофихантера я дам чуть позже.

Уровней тут целых двадцать штук, и каждый из них может похвастаться классной прорисовкой и продуманностью. Честное слово, даже при втором прохождении меня ни разу не охватила скука, настолько динамично выстроен геймплей и спроектированы локации. Трёхмерные попрыгушки по движущимся платформам чередуются с трёхмерными же заездами, когда Крэш использует маску Аку-Аку в качестве доски для скольжения, а заканчивается это всё обычно большой дракой, причём враги атакуют этакими волнами. Одна волна может содержать несколько титанов одной разновидности, или представлять собой микс из нескольких разновидностей мутантов вперемешку с пузатой мелочью. Когда мутанты применяют против нашего героя одну из своих специальных способностей, они запросто могут промахнуться и нанести урон своим же коллегам, поэтому игроку нужно будет не стоять на месте, а постоянно двигаться. Покрутились волчком по арене, заставив одного из мутантов отстать от группы — теперь можно и оглушать его стремительным наскоком, вдевать ноги в воображаемые стремена и начинать мощное наступление с использованием суперприёмов, низводя и курощая оставшихся в живых врагов. Обычно такая тактика срабатывает безотказно, хотя имеются и очень сложные локации, требующие от игрока недюжинных навыков владения геймпадом и крепких нервов. Те, кто прошёл четырнадцатый уровень на сложности хард, понимают сейчас, о чём я говорю.

Как и обещал, дам вам несколько советов по прохождению.
Первое — не старайтесь сразу комплитить все уровни, выполняя условия по количеству убитых миньонов, счётчику результативного комбо и троице спрятанных спайботов. Миньонов вы, может, и накопите необходимое количество, даже спайботов найдёте и обезвредите, но сделать нужное количество безответных ударов точно не сможете. На девятнадцатом уровне требование к комбо составляет восемьдесят (!) ударов, так что тут можно и нужно немного схитрить. Дело в том, что после прохождения игры на hard вы получите в награду так называемый free kick, позволяющий вам крутиться юлой неограниченное количество времени. Вот теперь и отправляйтесь гриндить уровни, тем более, что казавшиеся когда-то непроходимыми участки теперь станут для вас чем-то вроде увеселительной прогулки.
Второе — в игре есть моменты, пройти которые на hard безумно сложно (странно, с чего бы это?..). Тот же упомянутый мною четырнадцатый уровень, где на маленькой горной площадке вас будут поджидать сразу четыре Battler`а. Я сделал так: допрыгал по платформам почти до места сражения, подключил второй геймпад, оставил напарника в безопасном месте, а сам полез в драку. Да, выносили меня всё так же быстро, резко и безжалостно, но я при этом не тратил жизнь и драгоценное время на рестарт уровня. Тут важно будет заставить одного врага замешкаться, нанести ему прямо тютелька в тютельку выверенный оглушающий удар и поскорее оседлать. И всё — теперь вы с врагами находитесь в равных условиях, хоть количественное соотношение по прежнему не в вашу пользу, можете юзать специальные атаки.

Третье — после того, как вы захайджеките (так ведь будет производное от слова «hijack»?..) Короче, после того, как вы оседлаете определённое количество мутантов одного вида, вас наградят костюмом этого мутанта, надеть который можно будет из меню между уровнями. Будучи наряженным в этот костюмчик, Крэш становится способен отправлять мутантов этого вида в нокдаун с одного удара. Согласитесь, неплохая подлечка? Важно будет лишь не забывать переодеваться между уровнями, выбирая именно тот костюм, который на следующем уровне окажется для вас максимально полезным. Помните последнего босса? Ага, того самого, где сначала нужно оседлать Баттлера, потом им оглушить Скорпориллу, а потом уже верхом на ней идти побеждать главного врага. А если вы заранее нацепите костюм Скорпориллы, отвлекаться на Баттлеров станет вовсе необязательно. Отличный хинт, я считаю.
И напоследок — пополнив свой гардеробчик кучей костюмов и овладев таинством free kick, вам наверняка понадобится ещё допройти несколько уровней с целью сбора всех двадцати золотых големов. Я понимаю, что с такими умениями душа сразу запросит побольше динамики, но не спешите пролетать уровни этаким враганом. У меня были моменты, когда для выполнения задания по миньонам мне не хватило всего одного противника, а вернуться назад было уже нельзя и пришлось переигрывать ещё раз. Обидно, согласитесь? А на другом уровне последний спайбот находится аккурат у финишной черты, но в том месте экрана, который на ходу заметить попросту невозможно. Поспешишь — Нину Кортекс рассмешишь.

«Кто такая эта Нина Кортекс? Разговор ведь шёл о Нео Кортексе», — спросите сейчас вы. О да, одним врагом в игре дело вовсе не ограничилось и противостоять нам будет целая банда. Будет тут и вежливый и недалёкий тигр Tiny Tiger, и прикольный техногик доктор N. Gin (кстати, его озвучил Нолан Норт, знакомый вам по голосам Натана Дрейка в серии «Uncharted» или Дезмонда Майлза во вселенной «Assassin’s Creed»), и злая маска Ука-Ука, и племянница Нео Кортекса, Нина Кортекс, которая на поверку оказыватся ещё вреднее и злораднее своего дядюшки. Все они классно нарисованы и озвучены, так что я жалею лишь о том, что в игре нет возможности включить субтитры. Всё-таки я не настолько хорошо владею английским, чтобы с ходу улавливать юмор, коего здесь полным-полно. Например, некоторые миньоны при атаке кричат «ЛИИИРОЙ!», что для любителей гейм-индустрии является знаковой отсылкой к подвигу «Пал ад-Дина» по имени Leeroy Jenkins. Кстати, ежели что, газебо в этой игре тоже имеется. Вуду-кроль, заприметив нашего героя, может возопить «Убейте свидетеля!» или призвать своих коллег немедленно принести одиннадцать трав и специй, дабы приготовить вкусное рагу из бандикута. А Bratgirl, которые всегда нападают целой оравой, кричат вдогонку улепётывающему от них Крэшу что-то вроде «вернись, паршивый героический трус!» Злой же маске по имени Ука-Ука свой голос подарил актёр Джон Ди Маджио, хорошо знакомый мне по озвучке робота Бендера из великолепной «Футурамы», поэтому любая реплика этого антагониста была потенциальным мемом. Даже сам Крэш, обычно выдающий лишь тарабарщину или мешанину звуков, в конце игры не выдерживает и произносит своё первое слово за всю историю серии. Хотите узнать, какое? «Блины!» Блины, блин! И стоило ради такого хранить молчание?

Подводя итог моим слюнявым восторгам, хочу заявить, что «Crash of the Titans» стала для меня почти эталоном платформера. Мне понравилось в ней почти всё: и мини-игры, и долгий гринд, и даже запредельная сложность отдельных моментов. Помните замок Нео Кортекса, для описания которого очень подходит слово «чертоги»? А толпы девчонок, облучающих Крэша какими-то приборчиками, от чего он на несколько секунд превращается в сомнамбулу? А поиски нужной стратегии для победы над огромными порождениями воспалённой фантазии своих создателей? Ну разве это не прекрасно, чёрт побери?! Даже сейчас, спустя уже несколько дней после комплита, я пытаюсь найти в игре отрицательные черты и не нахожу таковых. Возможно, ваш взгляд на игру окажется куда суровей моего и вы найдёте, за что попенять создателям. Закончить же я хочу монологом доктора N-Gin, который он произнёс по внутренней связи на одном из уровней. «Внимание, мои жеманные обезьяноподобные смертоносные гиббоны. Это касается вас, идиотов-обезьян смерти! Посмотрите на обезьяну слева, затем справа. Если среди них Крэш Бандикут, причините ему невыразимый страх и боль острыми палками, гаечными ключами и ужасными устройствами, которыми не должны владеть ни человек, ни обезьяна! Эхе! Обратите внимание: корпоративные пенсии отменены в пользу «Бубликовых сред». Вот и всё». Ну да, вот и всё, мальчики и девочки! Искренне рассчитываю на новые встречи и желаю вам побольше счастья.
Моя оценка: 9 из 10