«Разрушение» (2015)
«LIFE: Some Disassembly Required»
(слоган фильма)
«— И снова здравствуйте, это Дэвис Митчелл. Мои родители сегодня днём улетели в Тампу, а я остался в аэропорту ещё на два часа и наблюдал, как люди ходят туда-сюда со своим багажом. Что в этих чемоданах? Я хочу знать, без чего люди не могут обойтись четыре дня в Баффало. Я хочу порыться в каждом чемодане и сложить их барахло в огромную стопку. А этот служивый — я хочу подержать его автомат. Хочу защищать свою страну.»
(цитата из фильма)
Человеку, пережившему потерю близкого, порой бывает безумно сложно вернуться к привычной жизни, в которой теперь нет её или его. По большому счёту неважно, что понимается под потерей — развод или смерть, переезд в другую страну или преодоление этапа взросления. Думаю, что основную роль будет играть масштаб эмоциональной дыры, которую раньше наполнял этот человек в душе оставшегося. Любовь, уважение, привязанность и взаимопонимание — все эти чувства уходят вместе с объектом потери, попутно забирая с собой нейромедиаторные цепочки эмоций и оставляя лишь сгоревшие воздушные замки и неиспользованные купоны возможностей.
Выходы из сложившейся ситуации каждому предстоит решать лично, тут мудрые советы познавших жизнь товарищей могут лишь навредить. Квалифицированные специалисты, безусловно, способны на многое в ипостаси указателей направления и врачевателей душевных травм, но кто к ним ходит-то, к этим специалистам? Чтобы выговориться незнакомому человеку, распахнуть перед ним дверь в свой мир, нужна очень большая смелость или хотя бы приступ режущего сердце холодной сталью одиночества. А неожиданная боль, к которой твоя прежняя размеренная и разлинованная жизнь тебя совсем не подготовила, обычно вызывает лишь мазохистское желание новой боли. От разрушения чего бы то ни было — своей судьбы, карьеры, здоровья или психики, лишь бы всё это поскорее закончилось.
Жителям стран третьего мира сложно понять масштабы переживаний потерявших своих близких, они привыкли решать проблемы, как им кажется, куда серьёзнее. Корова там отелилась, или полицейские подбросили в портфель наркотики, или зарплаты не хватает даже на акционные продукты. Граждан Соединённых Штатов тут принято считать слабаками, уничижительно отпускать в их адрес колкие комментарии и дурно пахнущие остроты, поэтому в России фильм «Разрушение» был обречён на провал. «Ну померла жена, у тебя же денег до хрена, заведи новую и не бесись с жиру!», — уверен, большинство комментаторов выскажутся именно в таком ключе. Что характерно, в своей системе координат и ценностей эти замечательные люди окажутся правы по всем пунктам.
Дэвис работает в финансовой компании крупным начальником, а ещё он женат на дочери хозяина этой фирмы Фила. Но привычный мир рушится в одно мгновение, когда его жена Джулия погибает в нелепой автокатастрофе. Известие о смерти близкого человека застаёт Дэвиса в холле больницы, и он первым делом отправляется купить конфет в торговом автомате. Тупая жестянка глючит, Дэвис остаётся без монет и без конфет, поэтому он пишет письмо в вендинговую службу. Затем ещё одно, и ещё. В письмах он подробно рассказывает про свою жизнь, представляя, что их кто-то читает и пытается понять.
Параллельно Дэвис продолжает ходить на работу, а эмоции каким-то образом избегают его беспокоить. Ничего, пустота в душе — ни сожаления, ни чувства утраты или горечи, только гулкое эхо пустых разговоров. Его босс пытается поддержать зятя и произносит интересную фразу: «если хочешь что-то починить, нужно разобрать всё на части, это сделает тебя сильнее». Правда, говорил он о подтекающем холодильнике, но Дэвис берёт его фразу на вооружение и начинает разбирать всё, что попадается под руку. А потом раздаётся внезапный полуночный звонок от Карен, менеджерки вендинговой службы, которая прочитала письма Дэвиса и решила лично обсудить с ним ситуацию.
Хаос, творящийся в голове главного героя, вполне закономерно перешёл в хаос сценария. На мой взгляд, фильм «Разрушение» относится к категории картин под настроение, которые выстреливают лишь в случае полного совпадения с эмоциональным фоном зрителя в момент просмотра. Ценители уюта, почитатели педантичности и прочие эпикурейцы вообще придут в священный ужас от поступков героя, который походя разбирает до последнего винтика дорогущую кофемашину и крушит стены милого домика кувалдой. Только вот Дэвису плевать на осторожные намёки и прямые обвинения, времени на раскачку эмоционально сбалансированной лодочки рассудка у него не осталось, поэтому лишь тотальный дестрой и последующая сборка заново могут вытащить его из депрессивной ямы.
Фильм хорош уже тем, что его невозможно пропустить мимо глаз и ушей. Куча вопросов оставлены без ответов, примерно столько же не заданы вообще. Любил ли Дэвис свою жену, или она просто была ему удобна? А она его? С какой целью нам показывают не определившегося покамест в своих влечениях сына Карен? И только лишь через боль и разрушение прежнего мира можно прийти к осознанию себя в изменившихся условиях? Классно сыгранные роли, отменная режиссура и танец возвысившегося на минутку над толпой человека — за всем этим добро пожаловать в эту картину. Сияй, безумный бриллиант, разметай серую мглу своим блеском!
Интересный факт
После финальных титров вы можете услышать голос главного героя, говорящего: «С наилучшими пожеланиями, Дэвис Митчелл».
Моя оценка: 8 из 10