«Дурак» (2014)
«Успеет ли он спасти всех»
(слоган фильма)
«— А люди? Живые люди, урод!
— Закрой рот, сука! Давно ты о людях стала думать? Когда восемьсот человек разом сдохнуть может? А когда они по одному дохли, ты о них думала? Когда себе от каждой статьи в бюджете отрезала, думала?»
(цитата из фильма)
Похоже, в саму сущность зверя заложен посыл ненавидеть и стремиться уничтожить любого, кто хоть мало-мальски отличается от собратьев. Недаром появились выражения «белая ворона» и «чёрная овца», которые демонстрируют чёткое отделение зёрен от плевел по одному лишь фенотипному признаку. По моим наблюдениям, чем ниже социальный статус рассматриваемого слоя общества, чем ближе люди к животным, тем с большей жестокостью и непримиримостью относятся они к любому, кто посмеет проявить себя иначе, нежели это принято в их среде. Эта злоба начинает проявляться ещё в школе, а уж годам к тридцати-сорока достигает апогея, так как к тому времени обычно нарастает ком неудовлетворённых амбиций и житейских проблем, которые с толерантностью обычно рядом не валялись.
Тяжело это принять, но общество жестоко. Новый фильм замечательного режиссёра Юрия Быкова посвящён именно проблеме адаптации в обществе человека, не совсем похожего на окружающих, хотя и не сильно отличающегося от них. Предыдущий кинофильм мастера «Майор» пришёлся мне по душе, да и примерно половина актёрского состава оказалась знакомой, так что смотреть новую картину «Дурак» я решил обязательно.
Обычный с виду парень Дима живёт с семьёй в маленькой квартирке, работает сантехником и пытается поступить в институт. Придя однажды на вызов он видит, что общежитие, в котором проживает большое количество людей, буквально падает на глазах, и может через день-два оказаться братской могилой для всех населяющих его антисоциальных личностей, этаким Бабьим Яром по молчаливому согласию властей. Только вот прислушаются ли к маленькому человеку, который для знакомых является потомственным дураком?
Замечательно, честное слово. В интернете принято сравнивать «Дурака» с не менее спорным фильмом Звягинцева «Левиафан», но я, пожалуй, воздержусь от совершенно не очевидного спора. На мой взгляд, гораздо логичнее сравнить его с «Майором», благо злости и актуальности с лихвой хватает и там, и там. Атмосфера насквозь прогнившей структуры власти в маленьких городах России показана очень правдоподобно, те, кто хоть раз сталкивался с подобной бюрократической машиной, поймут и оценят.
Юрий Быков в очередной раз проявил свой талант, и я надеюсь, что данная картина не станет той самой высокой планкой в его биографии, преодолеть которую уже не удастся. Фильм мне понравился очень, поэтому ещё не раз будет пересмотрен и подвергнут обсуждению с близкими мне по духу людьми. Посмотрите, вдруг и Вам он придётся по душе.
Интересный факт
Съёмки фильма проходили в Туле и Москве. Для съёмок разрушающегося здания было найдено реальное общежитие на окраине Тулы. Трещины, ползущие по стене, были созданы художниками. Декорация имеет размер восемь метров в ширину и три в высоту, а остальная часть была дорисована компьютером. Внутри помещений на четырёх этажах трещины были настоящими, их по согласию жильцов сделала съёмочная группа (после окончания съёмок за счёт создателей картины был сделан небольшой ремонт). Семейные сцены в доме Никитина снимались в обычной московской квартире в Кузьминках. Во время съёмок хозяева квартиры находились в соседней комнате.
Моя оценка: 8 из 10