Гаджет для приставки: геймпад «Big Button Pad» (Xbox 360)
Тип: альтернативный геймпад (упрощённый)
Релиз: конец 2007 года, одновременно с игрой «Scene It? Lights, Camera, Action»
Платформа: Xbox 360 (эксклюзив)
Другие наименования: «Model 1138»
Подход к созданию альтернативных устройств ввода-вывода информации для специфических видеоигр у производителей может быть разным. Одни мановением руки смешивают воедино реальный мир с нарисованным, создавая порталы и фигурки в формате «toys-to-life». Кто-то сознательно идёт на усложнение стандартного геймпада, обвешивая его кучей дополнительных кнопок, рычажков и прочих свистелок-перделок. Встречали на просторах сети фотографии джойстика командного пульта «Steel Battalion»? Тогда вы понимаете, о чём я. Другие же производители идут на поводу неопытных или начинающих игроков, создавая для них слегка дефабержированные устройства, зато способные привлечь внимание самой широкой аудитории от мала до велика. Первым, если я правильно понял, идея использовать упрощённые контроллеры для игры в формате телевикторины пришла в голову игроделам из компании Sony, реализовавшим её в серии игр «Buzz!» для второй и третьей плойки. Геймпад «Buzzer» для них выглядел по нынешним меркам весьма скромно и даже аскетично, зато библиотека доступных игр впечатляла своим размахом. А если это производят, значит, это кто-то покупает, верно? Подозреваю, что инженеры Microsoft подумали так же, выкатив собственную версию телевикторины для шумной посиделки в кругу единомышленников и не преминув снабдить её оригинальными контроллерами «Big Button Pad» для пущего плезира. Само собой, я мимо такого интересного гаджета пройти мимо просто не имел права, поэтому, лишь заприметив этот бандл на вторичном рынке по лакомой цене, тут же приобрёл его для своей коллекции.

Вот так выглядит полный комплект для игры, в который входят четыре разноцветных контроллера «Big Button Pad» и внешний ИК-приёмник для них. На вопрос, почему производитель решил отказаться от проприетарного беспроводного соединения 2.4 GHz в угоду инфракрасному, я могу лишь предположить, что на тот момент времени это было банально дешевле. Обычно этот комплект поставлялся в красивой коробочке или пластиковом блистере, куда дополнительно была вложена какая-нибудь игра из серии «Scene It». Найти эти пожелтевшие на солнце и выцветшие от времени бандлы в продаже можно и сейчас, стоимость их сравнима с ценой бывшей в употреблении приставки Xbox 360 в минимальной комплектации и обычно равна пяти или шести тысячам нынешних рублей. Понятное дело, что спрос на такие древности минимальный, но у продавца всегда остаётся надежда нарваться на ошалелого коллекционера, который не пожалеет обменять красненькую бумажку с Ёбургом на достойный экспонат в свою кунсткамеру.

Кстати, серия игр «Scene It» в итоге получилась не такой уж и большой, на фото сверху представлен почти весь её ассортимент. Не пугайтесь, пожалуйста, обложки диска «Scene It? Lights, Camera, Action» и не спешите обвинять меня в пиратстве. Я сам поначалу слегка прифигел от такой дешёвой полиграфии, но затем вдумчиво погуглил и убедился, что лицензионные копии игры из состава европейского бандла все выглядели именно так. Помимо уже упомянутой мною «Scene It? Lights, Camera, Action», в серию входят также дисковые издания «Scene It? Box Office Smash!» и «Scene It? Bright Lights! Big Screen!», а ещё в Xbox Live когда-то продавалась аркадная «Scene It? Movie Night: Mega Movies». Но на этом список совместимых игр не заканчивается, ведь «Big Button Pad» нативно поддерживается несколькими другими проектами:
— «Uno»;
— «1 vs. 100»;
— «Wits and Wagers»;
— «You Don’t Know Jack».
Из них в моей коллекции пока что имеется только «Uno», я проверил и могу со всей ответственностью заявить — да, в «Uno» можно играть с помощью этих контроллеров. Вопрос же удобства такой игры я вдумчиво разбирать не буду, уверен, что каждый сам в состоянии вынести вердикт. Если вам интересно моё мнение, то мне было удобней со стандартным геймпадом.

Контроллер «Big Button Pad» имеет вытянутую форму с растянутыми по всей длине кнопками управления. В самом верху расположена та самая «большая кнопка», благодаря которой геймпад получил своё название. Она полностью заменяет D-pad стандартного иксбоксовского контроллера, а направления «вверх-вниз-влево-вправо» помечены засечками на пластике для тактильного комфорта. Остальные кнопки тоже функционально идентичны свои коллегам, поэтому хорошо знакомы игроку. Упрощение заключается в том, что производитель избавился от стиков и курков, которые в играх жанра «телевикторина» вовсе не нужны, для себя снизив себестоимость производства этих геймпадов, а для нас (хочется надеяться) розничную стоимость данных устройств.

С питанием устройства всё тоже довольно стандартно: сдвигаем крышку на обратной стороне и обнаруживаем отсек для двух батареек стандарта LR6 (АА) или двух аккумуляторов HR6 того же типоразмера. Обратите внимание, что правильная полярность элементов питания указана на внутренней поверхности геймпада, а тому, кто догадался влепить два плюса на внутренней поверхности крышки батареечного отсека красного геймпада, руки бы за такие пакости оторвать. Защёлка крышки у новеньких или мало юзанных геймпадов довольно тугая, так что не переусердствуйте с силой нажатия.

Передатчик находится на верхнем торце геймпада под затемнённой пластиковой крышкой. Дам небольшой совет, как можно проверить работоспособность этого или подобных устройств при покупке с рук. Включаете на смартфоне камеру в режим фото, наводите его на устройство и нажимаете любую кнопку (батарейки, само собой, должны быть вставлены). Глазом мы инфракрасный сигнал не видим, а вот камера мобильного телефона улавливает его на ура, поэтому на экране телефона появится пульсирующий с определённой частотой огонёк. Если вспышки редкие и между ними проходит какое-то время, вердикт такой: или батарейки почти сели, или контактные площадки кнопок залипли от жира с пальцев предыдущего пользователя. И та, и та причина лечится, но вторая потребует ещё навыков работы с мелким инструментом, а ещё желания и умения вникать в ремонтные мануалы с Ютуба.

Приёмник сделан из такого же молочно-белого пластика, он довольно крупный и устойчивый. Обратите внимание, что расположить его нужно будет таким образом, чтобы глазки геймпада и приёмника находились в прямой видимости. Ещё у них есть ограничение по расстоянию, но я подозреваю, что проживаете вы (как и я) не во дворце, а на обычном для наших квартир и домов расстоянии в три-четыре метра приёмник с передатчиком ловят друг друга без проблем. Когда приёмник подключен к приставке, все четыре части «кольца» вокруг кнопки включения загораются зелёным, сигнализируя пользователю, что устройство готово к сопряжению с геймпадами «Big Button Pad». Устройства, работающие по беспроводному протоколу, независимы от инфракрасного порта и могут работать одновременно с «большекнопочными».

Провод у приёмника достаточно длинный, а в приставку он подключается с помощью штекера USB type A. Думаю, любители Xbox 360 знают, почему фирменный штекер на гаджетах Microsoft имеет такую необычную удлинённую форму, для неофитов же поясню. Дело в том, что гнёзда USB на передней панели приставки расположены в небольшой нише, утопленной в корпус примерно на два сантиметра и прикрытой шторкой. Если бы мы имели дело со стандартным азиатским штекером, маленьким и коротким, вставлять в гнездо его пришлось бы с помощью пинцета, а при извлечении пришлось бы тянуть за провод, что негативно сказалось бы и на удобстве пользователя, и на долговечности кабеля. В данном случае эти мелочи продуманы: длина штекера позволяет удобно вставлять и вынимать его из гнезда, небольшие утолщения в задней части корпуса штекера делают хват более надёжным. Китайским производителям до такого user-friendly подхода ещё далеко, про местную же «аналоговнетную» промышленность упоминать не хочется вовсе, ведь хорошего сказать нечего, а плохое о мёртвых говорить не принято.

На нижней поверхности приёмника сделана противоскользящая накладка для устойчивости. Возможно, вы знаете, а может, и нет (я вот до поры до времени не знал), что в приставке Xbox 360 имеется встроенный инфракрасный порт. В моей модели, например, он прячется под полупрозрачной кнопкой сопряжения геймпадов на передней панели, чуть левее отсека с USB-гнёздами. Так к чему же была вся эта катавасия с отдельным внешним приёмником для ИК-сигнала, если есть уже встроенный в приставку? Ответ прост — интегрированный в консоль приёмник не умеет одновременно работать с несколькими устройствами, поэтому годится лишь для пульта дистанционного управления или любого другого одиночного устройства. Игры же для «Big Button Pad» изначально создавались с прицелом на небольшие вечеринки и подразумевали участие как минимум двух участников.

Гаджет показался мне весьма продуманным, хоть и не идеальным устройством. В руке контроллер сидит удобно, использовать его в игре интересно (первые минут десять уж точно), но затем его судьба незавидна — обратно в коробку и на полку, на длительное хранение. К сожалению, это приспособление не настолько красиво или футуристично, чтобы удостоиться почётного места в выставочном зале для экспонатов серьёзной игровой коллекции, тут сказывается его казуальность. Для игры в компании троих киноманов, буде вы обнаружите таковых среди своих приятелей и приятельниц, необходимо будет заранее позаботиться о батарейках, коих понадобится не менее восьми штук. Библиотека игр, поддерживающих данный гаджет, довольно скромна. Предпочитающие играть на комплюктере нёрды могут найти на GitHub необходимые для «Big Button Pad» самописные драйвера и библиотеки, функционирующие в Windows, я же таким «увлекательным и фантастическим» экспириенсом попросту пренебрёг. Моя рекомендация — не тратьте зря деньги, лучше купите себе на них парочку действительно редких и классных игр, удовольствия от обладанием которыми будет несравненно больше. Счастья вам и мирного неба над головой!