«NieR» (Xbox 360)
Релиз: Япония 22 апреля 2010,
Северная Америка 27 апреля 2010,
Европа 23 апреля 2010
Разработчик: Cavia
Издатель: Square Enix
Японские ролевые игры я люблю до дрожи в пальцах, но играю в них достаточно редко, на что есть несколько причин. Первая и самая главная — полное прохождение классической JRPG обычно занимает от пятидесяти до ста часов, поэтому сессии растягиваются на пару недель ежедневных погружений. А ведь сколько за это время можно посмотреть отличных фильмов или сериалов, или написать статей для сайта. Вторая причина — JRPG не самый популярный жанр, поэтому даже бывшие в употреблении диски достать сложно, а стоят они очень приличных денег, обладатели не спешат расставаться со своим сокровищем. Поэтому ролёвки я покупаю нечасто, а играю в них и того реже, но NieR стал неожиданным приятным исключением.
В конце ноября 2021 года компания Microsoft провела аукцион невиданной щедрости, предложив пользователям с российским IP приобрести цифровую копию NieR за смешные 27 центов, включая НДС. Если вы являетесь поклонником видеоигр, обязательно подпишитесь на профильные русскоязычные паблики или форумы, дабы не пропускать подобные распродажи. Естественно, я приобрёл её не задумываясь, ведь обычная цена составляет $19.99, в чём можно убедиться по этой ссылке. На вторичном рынке диски попадаются редко, европейское издание обычно оценивается в тысячу рублей с доставкой, в России цена гуляет от шести сотен до полутора тысяч деревянных. К прохождению я приступил незамедлительно, пальцы уже успели соскучиться по качественному слешеру, а потом перипетии сюжета затянули меня с головой в омут нарисованных страстей.
Читая краткие описания игры NieR в разных источниках, можно обратить внимание, что авторы рецензий относят её к разным жанрам. Одни считают игру классической JRPG, другие настаивают на сочетании Action/RPG, третьи вовсе утверждают, что это самый настоящий hack and slash. Правы в итоге оказываются все, ведь создатели намешали в NieR всего помаленьку. Игроку придётся даже выращивать на огороде различные растения и ловить рыбу, если он твёрдо намерен получить все доступные в игре ачивки. Геймплей местами будет напоминать даже арканоид, когда камера нависнет над главным героем, едущим по подземелью на вагонетке и отстреливающим врагов с помощью дальнобойной магии. Да что там, даже канувшему в Лету жанру текстовых квестов (MUD, помните такое чудо?) нашлось место в сюжете. Скучать не придётся точно, повествование уверенно и неспешно катится по намеченным рельсам, нанося выверенные удары по впечатлительной психике игрока.
История начинается в пустом городе, занесённом снегом, где в развалинах супермаркета прячутся от врагов Нир со своей дочерью Йоной. Противники материализуются из воздуха и похожи на переливающиеся под редкими проблесками солнца тени, а вот урон главному герою они в состоянии нанести вполне реальный. Отбившись от нескольких волн разномастных врагов, мы переносимся на тысячу с лишним лет вперёд. Нир и Йона живут в маленькой деревеньке, выстроенной на руинах города. Вообще, признаков былой цивилизации вокруг деревни разбросано предостаточно: фермы полуразвалившихся мостов, населённые враждебными роботами подземные строения неизвестного назначения. Есть и другие поселения, вроде вольготно раскинувшегося Приморья или населённого хикки-отшельниками Орлиного гнезда. Между ними — равнины, таящие в себе смертельную опасность для зазевавшегося путника, ведь бродящие по ним тени не дремлют.
Тени бывают разные, да и вообще, разнообразие агрессивных существ заставляет одобрительно цокнуть языком. Даже банальные козы или олени, приметив засмотревшегося на красоты мира Нира, стремятся его атаковать ударом рогов или двойным пинком копыт. Роботы чередуют электрические разряды и магические атаки, тени всех сортов бодро пинают с разбегу или дубасят во все стороны тяжёлыми булавами, многочисленные боссы и мини-боссы обладают целым арсеналом смертоносных навыков. Не раз и не два я даже терял из виду тщедушную фигурку героя в мельтешении десятков атакующих одновременно супостатов в полтора человеческих роста, а в моменты особо важных сражений количество летящих в Нира магических шаров счёту не поддаётся вовсе.
Впрочем, способов истреблять назойливую гадость в нашем распоряжении тоже полно. Герой постепенно овладевает различными магическими приёмами, которые отлично помогают как в схватках с обычными супостатами, так и в больших сражениях с огромными порождениями Тьмы. Холодное оружие представлено мечами, обычными и двуручными, а так же копьями и рапирами. Его можно улучшать, используя для этого целый ворох выпадающих из убитых врагов материалов, а ещё вставлять в оболочку оружия магические словечки, позволяющие повысить урон или увеличить дроп. Команда Нира подобралась на славу: матерщинница Кайне, обладающая замечательными шортиками на завязках и легко крутящая в руках длинную рапиру, одним лишь взглядом превращающий врагов в камень мальчик Эмиль и говорящая книга Гримуар Вайс, которая и дарует герою магические способности.
Хоть продажи игры и нельзя назвать успешными (разрабатывавшая NieR компания Cavia была распущена спустя два всего месяца после старта продаж), определённый успех у поклонников жанра она снискала. В Стране восходящего солнца было выпущено сразу две версии игры: вариант для расово верной приставки PS3 назывался «NieR Replicant» и главным героем был подросток, брат Йоны. А вот для тех японцев, кто пошёл на поводу у запада и завладел шайтан-коробкой Xbox 360, нарисовали «NieR Gestalt», где управлять предлагалось взрослым мужчиной, который приходился Йоне отцом. Остальным странам выбор предоставлен не был, ибо не заслужили, поэтому ваш покорный слуга тоже играл роль изрядно постаревшего, но не потерявшего былой хватки рубаки-дядьки. Фанатам даже этого оказалось мало, поэтому на прилавки незамедлительно поступила книга «Grimoire Nier», часть историй неизвестные мне фанаты перевели на русский, а почитать их можно здесь. Ну и музыкальные альбомы наштамповали в большом количестве, куда же без них, особенно учитывая магическую притягательность мелодий в игре.
Сюжет изобилует неожиданными поворотами и прочими твистами, за которые мы и любим ролевые игры японского производства. Одних только концовок создатели заботливо приготовили аж четыре штуки, каждая из которых продолжает начатую историю и открывает новые нюансы в знакомом уже развитии событий. Графика просто отличная, ведь к игре приложил руку известный мастер Таро Ёко, заодно нарядивший Эмиля в свою маску для общения с прессой. Мне вообще сложно было найти даже для себя минусы в NieR. Долгий нудный гринд некоторых редких предметов? Так это JRPG, тут такое в порядке вещей. Неожиданные переключения камеры, как в особняке Эмиля или на заданиях в Затерянном храме? Наоборот, не даёт заснуть и добавляет адреналина в крови. Банальные квесты «собери и принеси» или «сходи убей и доложи»? Ну, вот тут согласен, хотя перипетии сюжета компенсируют с лихвой данный недостаток. На мой взгляд, игра получилась замечательной: графика, музыка, сюжет, боёвка — всё в ней атмосферно и классно. Не проходите мимо, обратите внимание на этот достойный образчик жанра, и удачи вам!
Моя оценка: 10 из 10