«Пальма» (2020)
«История настоящей дружбы»
(слоган фильма)
«— Он всё равно её заберёт, не на моём рейсе, так на следующем.
— Не заберёт!
— Он её хозяин! Она так долго его ждала, неужели ты хочешь отнять у неё этот момент?!
— Она моя собака, ясно?!
— То есть тебе на неё плевать?
— Да, плевать, я её не отдам! Она теперь живёт со мной и всегда будет жить со мной. И никто никуда не полетит.
— Если ты её любишь, ты должен её отпустить!
— Так же, как ты нас с мамой отпустил?»
(цитата из фильма)
Брать на главную роль в полнометражном фильме ребёнка или животное всегда чревато для создателей картины целым ворохом дополнительных трудностей, которые придётся каким-то образом преодолевать. Что ребёнок, что животное — актёры своенравные, на них сложно повлиять штрафами или запугиванием, да и дрессировке они подлежат постольку-поскольку. Накричавшего на них в процессе съёмок режиссёра они запросто могут облаять в ответ, а строго отчитавшая их за своенравность помощница оператора рискует обнаружить лужу в излюбленных лабутенах, неосторожно оставленных близ гримёрки.
Давно подмечено, что появление в кадре ребёнка или животного легко и без проблем сводит на нет все потуги взрослых актёров. Хотя мне доводилось видеть фильмы, где взрослые актёры справлялись со своей ролью ничуть не хуже молодых дарований или хвостатых звёзд, вынужден согласиться — да, это редкость. Дети, как и животные, не стараются играть роль, они просто живут в заданном им мире, привнося внутрь кадра своё видение ситуации и акцентируя внимание зрителя на подчас неожиданных аспектах. Видимо, в этом и заключается секрет гениального актёрского таланта — не нужно играть в жизнь, нужно жить игрой.
А уж использовать в одной картине одновременно и ребёнка, и животное — случай вообще из ряда вон выходящий, который может как принести заслуженный успех, так и развалить фильм к чертям собачьим ещё на стадии подготовки к съёмкам. Может, за это его и любят российские режиссёры, с детства привыкшие ставить все фишки на одну цифру, типа «пан или пропал». Или это сказывается желание зацепить зрителя хоть чем-нибудь из привычного арсенала, брошенный отцом ребёнок его не растрогает — а мы тогда оставленного хозяином пёсика с умными глазами для антуража присобачим к сюжету. Если и это не проймёт — вот вам, пожалуйста, любовная ещё история имеется, весьма драматичная, между прочим!
В Союзе такие фильмы снимать любили и умели, примеры можно приводить десятками. Понятно, что они были доверху напичканы пионерской идеологией, правильными мыслями и политически верными поступками. Впрочем, в современных реалиях количество и качество пропаганды, направленной на подрастающее поколение, не изменилось ни на йоту. Поэтому вдвойне приятней встретить детский фильм, который не лоснится от вложенных правящей партией сотен миллионов долларов для спекуляции массовым сознанием. Просто хорошая добрая картина, за одно только это обстоятельство её можно и нужно посмотреть.
Улетающий в заграничную командировку хозяин овчарки Альмы бросает собаку прямо на взлётном поле, ведь без какой-то там справки в самолёт хвостатую пассажирку не пускают. Собака не может поверить в человеческую жестокосердность и бегает встречать прибывающие рейсы, в очередной раз надеясь увидеть любимого человека на трапе, только зря. В этот же аэропорт прилетает очередной рейс, на борту которого девятилетний Коля, недавно потерявший маму. Папа Коли работает лётчиком и для семейной жизни слабо приспособлен, в своё время он бросил Колину маму ради карьеры. Немудрено, что Коля и овчарка Альма (которую он назвал Пальмой, если я ничего не напутал) начинают дружить.
История возникновения дружбы между двумя одинокими существами, преданными миром взрослых и сильных людей, была обречена на зрительские симпатии. Картина словно лучится добром и теплом, в ней нет нарочито плохих персонажей, ну разве что герой Цапника предсказуемо оказался таким себе животноводом. В этой доброте таится главная опасность фильма — несмотря на спокойствие и умиротворение, разбередить струны души он способен ничуть не слабее, чем нервные драмы или напряжённые триллеры.
Для меня остались непонятными две вещи. Первая — каким образом удалось снять такой фильм меньше, чем за сто миллионов? Здесь ведь самолёты летают, между прочим, да и актёры не за бутерброд с икрой мойвы снимались. И вторая — откуда у молодого режиссёра такая любовь к советским временам? Сейчас ведь принято всё советское гнобить и поносить, а тут что ни эпизод, то милота и любование. Вместо кровавой гэбни — неуклюжая служба безопасности с рыбацкой сетью, вместо партсобраний и судов офицерской чести — списанный на землю техник и уткнувшийся в ладонь чёрный нос. Я растроган и хочу ещё такого кино.
Интересный факт
Сценарий написан по мотивам реальных событий, происходивших в 1974-1976 годах во «Внуково». Оставленная в аэропорту собака несколько лет ждала возвращения хозяина, встречая каждый приземляющийся ИЛ-18, на котором он когда-то улетел. В 1976 году в «Комсомольской правде» об этом вышла статья Юрия Роста «Два года ждет».
Моя оценка: 7 из 10