«Плезантвиль» (1998)
«Попади в город твоей мечты»
(слоган фильма)
«— Вы только посмотрите, это ползёт по всему городу. Посмотрите на её книги, и на её свитер.
— То, что они ходят на озеро, пережить можно, но… Библиотека?! Куда мы катимся?!
— Ты прав, кто-то должен на них повлиять. И поскорее.»
(цитата из фильма)
Наверняка вам приходилось слышать от своих старших товарищей риторические сетования в стиле «вот раньше-то было, не чета тому, что сейчас…» В качестве аргументации такие ценители посконности могут брать любые критерии состава или внешнего вида обсуждаемого объекта, тыча в них пожелтевшим от табака ногтем указательного пальца и горячо требуя от молодого собеседника: «Видишь, как оно раньше-то было? Нет, ты не отворачивайся, а ответь — чуешь разницу?! Вот то-то же!» Я считаю, что они совершенно правы: и колбаса раньше была вкуснее, и девчонки симпатичнее, и трава пахучее, и счастье ярче.
Только не стоит путать причину и следствие, иначе запросто можно нарваться на подмену понятий, как произошло в примере чуть выше. Если колбаса стала менее ароматной и вкусной, это не обязательно означает, что она сама стала хуже. Возможно, ты просто утратил свой нюх от старости. Лет двадцать или тридцать тому назад ты мог всю ночь простоять под окном понравившейся тебе девчонки, под дождём и без зонта. А теперь спешишь поскорее забраться в свою уютную постельку шириной не более тридцати восьми дюймов, где можно натянуть покрывало до подбородка и всеми фибрами души прочувствовать спокойствие. Что, девчонки стали хуже? Не-а, просто старый волк пресытился подвигами.
Противостояние жаждущей перемен молодости и ценящей уютную неприкосновенность зрелости было во все времена, да и сколько ещё впереди предстоит битв! Будут спорить демократы и республиканцы, сцепятся в дебатах поклонники Моргенштерна и фанаты Лозы. Не получится отсидеться в стороне царёвым опричникам в мышиного цвета шинельках, которым будут угрожать нервным срывом потрясающие разноцветными волосами почитатели популярного блогера. Даже фотографы не смогут решить, в цвете им снимать свои нетленки или предпочесть благородный дальтонизм чёрно-белого нуара.
И это вполне нормальная ситуация, главное, чтобы она не переросла в вооружённые схватки или прочий беспредел. Запас терпения Всевышнего бесконечен и завтра непременно наступит, а будет оно блёкло-серым или заставит мир вокруг заиграть всеми цветами радуги, зависит только от нас самих. Для того, чтобы обогатить свою палитру ощущений, вовсе не обязательно ударяться в молодость или пихать в рот запрещённые препараты. Достаточно сделать первый шаг на пути самопознания и самореализации: нарисовать картину или вмазать по роже наглецу, прочитать хорошую книжку или впервые испытать оргазм.
Волею случая Дэвид и Дженнифер попадают в годок Плезантвиль, который является местом действия транслируемого по телевизору классического сериала о жизни Америки пятидесятых годов. Всё вокруг них чёрно-белое: дома, машины, люди, эмоции, сама жизнь. Дэвид такому обстоятельству даже рад, ведь он обожает сериал о жителях Плезантвиля, а вот его сестра Дженнифер в реальном мире предпочитает более насыщенную цветами и приключениями жизнь. Сами того не подозревая, Дэвид и Дженнифер начинают постепенно менять привычный уклад местных обитателей, а новые ощущения героев раскрашивают унылую монохромную пастораль городка в буйную палитру перемен.
Идея экстраполяции своего сознания в придуманный мир далеко не нова, в фантастических книгах история про «попаданца» используется уже не первую сотню лет. Да, такой сюжет гораздо более подходит для литературных произведений, нежели комедийного фильма, ведь двух одинаково прочитанных книжек не может быть в принципе. Каждый читатель проигрывает события книги в своей голове, формируя лишь ему понятные и логичные образы, наделяя персонажей индивидуальными чертами и раскрашивая события по своему пониманию. Но сейчас книги почти не читают, предпочитая видеоигры и кино, в которые тоже можно сделать перенос своего героя, спрятавшись от серых будней за непроницаемым барьером монитора.
Фильм мог стать замечательным зрелищем для умеющих думать и чувствовать зрителей, если бы не был столь прямолинеен в своих оценках. Безапелляционно заявляя «цвет лучше монохрома», картина опровергает важность индивидуальности разных членов общества, которые могут намеренно стремиться к покою и обыденности по причине заболевания или особенностей характера. Счастье — слишком субъективный, своевременный и разноплановый огонёк свечи, задуть который не составит труда. Только кому принесёт пользу уничтожение маленького личного счастья, даже в обмен на утопическое желание «счастья для всех»? Делайте выбор сами, как в игре «Disney Epic Mickey 2: The Power Of Two», ведь завтра снова будет хороший день, чтобы удовольствие не застигло вас в одиночестве. Счастья вам!
Интересный факт
Герой Тоби Магуайра пересказывает подросткам книги «Приключения Гекльберри Финна» (Марк Твен, 1884) и «Над пропастью во ржи» (Дж.Д. Сэлинджер, 1951). Списки запрещённой литературы в большинстве учебных заведений в США возглавляют именно эти произведения.
Моя оценка: 7 из 10