«Социальная сеть» (2010)
«Нельзя завести 500 миллионов друзей, не нажив ни одного врага»
(слоган фильма)
«— Выпускник Стэнфорда Рой Реймонд хочет купить своей жене нижнее бельё, но в магазин идти стесняется. Тогда к нему в голову приходит идея — шикарный магазин, где мужик не будет чувствовать себя извращенцем. Он берёт кредит на сорок тысяч, еще сорок занимает у родственников, открывает магазин и называет его «Виктория Сикрет». Всего за год он делает полмиллиона. Выпускает каталог, открывает еще три магазина, а через пять лет он продаёт компанию Лесли Векснеру и The Limited за четыре миллиона долларов. Хэппи-энд, верно? Правда, ещё через два года компания стоит уже пятьсот миллионов долларов и Рой Реймонд прыгает с моста «Золотые ворота». Ха, а всего-навсего хотел купить жене колготки, вот так!
— И к чему эта басня?
— Моя подруга модель из «Виктория Сикрет», поэтому ты её где-то видел.»
(цитата из фильма)
Как бы банально не прозвучала эта фраза, жизнь обычного человека состоит из череды смертей. Уходят навсегда близкие и любимые, оставив о себе тёплые воспоминания и горечь несказанных вовремя слов. Уходят соперники и враги, превратив своим уходом в тлен саму причину того, что когда-то переросло в соперничество или вражду. Умирают чувства, легко и безболезненно или же напротив, мучительно и выворачивая душу наизнанку. Умирает острота зрения, обесценивается до нуля копившийся годами и десятилетиями скарб. Исчезают в неизвестном направлении цели и амбиции, а тело продолжает бродить по жизни, натыкаясь на всякие интересные штуки, пока не истлевает и оно.
Порой мне становится интересно, а как эту череду маленьких смертей воспринимают по настоящему гениальные и одарённые люди. Замечают ли они вообще потери такого масштаба, считают ли их достойными упоминания, способны ли пожертвовать хоть парой мгновений своего бесценного времени для сожалений и тоски по ушедшему? Или всё-таки правы те летописцы и биографы, что считали многих по настоящему великих людей прошлого замкнутыми сухарями, возложившими свою жизнь на алтарь гениальной идеи и не считавшимися с мнением и чувствами других личностей? Жизнь ведь пишется не карандашом в черновике, нельзя безболезненно и незаметно для окружающих внести правки и стереть из памяти неподходящие куски информации.
Хорошо, что подобные мысли возникают лишь у постаревших и практически поставивших точку в своём жизненном пути особей, которых давно пора заменить на новую улучшенную модель. Умная и одарённая молодёжь вообще не заморачивается с философскими рассуждениями на тему «а что было бы, если…», они обладают замечательной способностью жить прямо здесь и прямо сейчас и не страдают неофобиями. Новые сексуальные партнёры, новые ощущения и места, новые политические убеждения и дизайн кроссовок — только вперёд! До пенсии ещё миллион световых лет, пропердеть диван своими обрюзгшими седалищами ещё успеем, а сейчас свистать всех наверх, на горизонте появилась аппетитная самочка!
Да, я считаю лень и секс главными движителями прогресса. И нет, ленивый секс в позе «комплект столовых приборов, завёрнутый в салфетку» прогресс продвинуть не в состоянии, плюс на плюс в данном случае даёт минус. К чему вообще неустанно продвигать в жизнь осенившую тебя идею, развивать или невозбранно тырить чужую, если объект твоего вожделения уже тихо посапывает у тебя под боком? Только хардкор, только ходьба по головам ставших вдруг ненужной помехой бывших лучших друзей, только отрицание банальности и кропотливый ежедневный труд с видимыми лишь тебе результатами — вот выбор истинного Мастера.
Создатели картины «The Social Network» практически сразу показывают зрителям мнение, что идея создания социальной сети Facebook появилась у Марка Цукерберга после целой череды слабо связанных между собой происшествий. В Гарварде Марк был этаким классическим ботаником, которого брезговали брать в свои ряды студенческие клубы и сторонились симпатичные девчонки, предпочитая рослых и симпатичных спортсменов. Закомплексованный и откровенно странный юноша, тем не менее, тоже хотел плотской любви, а недюжинные познания в программировании решил повернуть на пользу делу. Тем более, что братья Уинклвосс, сами того не подозревая, собственноручно создали конкурента, подкинув Марку классную идею для сайта. Красивые и богатые спортсмены даже помыслить не могли, что этот едва дотягивающийся макушкой до их плеча задохлик посмеет ослушаться молодых богов и начнёт собственную игру.
А Марк взял да и решил рискнуть, представив сайт сначала на суд студентов Гарварда, потом других престижных учебных заведений, а после знакомства с не менее талантливым Шоном Паркером (создателем Napster, на всякий случай) и всем людям земного шара. И вот ведь парадокс — дав людям возможность стать ближе друг к другу, Марк умудрился растерять всех тех, кто был близок с ним самим. Девушка, ради возвращения которой когда-то затевался самый первый прообраз соцсети, осталась за бортом. Вложившийся в грозящее обернуться очередным пшиком предприятие университетский друг Эдуардо судится с Марком, как и близнецы Уинклвосс. А Марк продолжает идти к намеченной цели, не сгибаясь под порывами ветра и ударами судьбы. Стоило оно того? Наверное, да, хотя откуда мне знать.
Фильм снят отлично, быстро и дерзко, без длинных рассуждений и скучного кода. Скорее всего, он сильно отличается от официальной истории Facebook и те же ребята с Wiki не преминули бы снять более достоверную версию появления на свет гениального творения, с алгоритмами и котангенсами. Великие люди частенько подвергаются осмеянию и гонению со стороны неудачников или диктаторов, их детища запрещают, а идеи велят считать некошерными или еретическими. Доступ своим гражданам к Facebook уже закрыли Северная Корея, Иран, Куба, Китай, Россия — какая тёплая и мирная, хочу заметить, подобралась компания. Но фильм не об этом, он больше про утраченную дружбу и сгоревшую в топке любовь, хотя про сбычу мечт тоже чуть-чуть имеется. Если вам интересна эта тема и вы так и не посмотрели данную картину — спешите, пока её тоже не запретили. В этом государстве мечтать вредно, дружить неполиткорректно, а любить можно лишь родину.
Интересный факт
В одной из сцен упоминается, что после запуска социальной сети Марк Цукерберг стал «самым популярным человеком, обставил девятнадцать нобелевских лауреатов, пятнадцать победителей Пулитцера, двух будущих олимпийцев, и кинозвезду». Один из адвокатов уточняет «Кто был кинозвездой?», и получает ответ — «Это важно?». Этой кинозвездой была Натали Портман, которая училась в Гарварде с 1999-го по 2003-й год.
Моя оценка: 8 из 10