Вторник, 27 сентября, 2022
Главная > Кино > Twelve Monkeys (1995)

Twelve Monkeys (1995)

«12 обезьян» (1995) poster

Twelve Monkeys (1995) постер«12 обезьян» (1995)

«Когда будущее становится историей»
(слоган фильма)

«— Ты знаешь, кто такой сумасшедший? Сумасшедший — это такой человек, который отличается от большинства. Это большинство определяет, кто сумасшедший, а кто — нет. Вот, например, микробы. 18 век. Нет микробов. Никто даже о них и не думает. И тут появляется этот доктор… ээ… как его… Сэмельвайс, да, Сэмельвайс. И он пытается убедить всех людей, в особенности других врачей, что существуют такие маленькие невидимые плохие штучки, они попадают в твое тело, и ты заболеваешь. И он хотел, чтобы доктора мыли руки. Ну, и кто он после этого? Псих! Да? «Эти маленькие, невидимые… как вы их называете? Микробы, да? А? Что? Где?». Или вот пример. Двадцатый век. На прошлой неделе, прямо перед тем как меня забрали в этот притон. Я хочу съесть гамбургер. Этот тип роняет мой гамбургер, потом поднимает и отряхивает, как будто ничего не случилось. Я говорю: а как же микробы? А он говорит: а я не верю в микробы. Их придумали для того, чтобы продавать побольше мыла. Ну, и кто из нас сумасшедший, а? Правильно — неправильно? Да что это такое? Существует только общественное мнение!»
(цитата из фильма)

  В какой именно момент будущее перестаёт быть чем-то недостижимо далёким и становится настоящим? Сложно однозначно ответить на этот вопрос, скорее всего, из этих моментов складывается вся наша жизнь. Своими ежеминутными маленькими поступками мы влияем на глобальный ход событий, моделируя будущее в том ключе, который считаем правильным и верным.

Кадр из фильма Twelve Monkeys (1995)
Источник: kinopoisk.ru

  А предтечу этих поступков безусловно стоит искать в нашем прошлом, которое образует фундаментальные основы поведения и мировосприятия большинства человеческих особей. Рефлексы, приобретённые навыки, окультуренные инстинкты — называйте мотивационные силы как угодно, их цель от этого не изменится. А последователи учений Фрёйда с удовольствием послушают ваши вариации названий, пополнив свой вокабюляр парой-тройкой свежих синонимов, и огласят малоприятный вердикт.

Кадр из фильма Twelve Monkeys (1995)
Источник: kinopoisk.ru

  Люди, у которых по какой-то причине в работе мотивационных устремлений случается сбой, обычно подвергаются недобровольной госпитализации в психиатрические заведения полузакрытого типа. Общаться с такими же отбракованными системой гражданами им не возбраняется, а вот от контактов с остальными представителями социума бедолаг изолируют. Да и кому нужны на свободе все эти проповедники апокалипсиса, глашатаи нарушений прав человека и расшатыватели лодки общественного мнения? Уж точно не правительству, которое больше всего на свете ценит терпеливое молчание народных масс, застой в мозгах и вязкое болото народного самосознания, патрулируемое специально обученными кровососами.

Кадр из фильма Twelve Monkeys (1995)
Источник: kinopoisk.ru

  Может, и правы писатели-фантасты, с такой пугающей периодичностью отправляющие человечество в Ад на страницах своих книг? Что осталось в людях такого, благодаря чему цивилизация имеет право на продолжение своего существования? Я на этот вопрос ответа не нахожу, а если и появляется блёклый отблеск надежды на засиженном мухами окне в большой мир, его быстро смывают потоки грязи и лжи, щедро льющиеся из раззявленных ротовых щелей обывателей. Может, стоит попытаться изменить что-то хотя бы в своём прошлом, причём начать прямо сейчас, чтобы уже ближайшее будущее выглядело не так мрачно?

Кадр из фильма Twelve Monkeys (1995)
Источник: kinopoisk.ru

  На планете Земля идёт 2035 год, уцелевшая от смертельного микроба кучка людей прячется под землёй. Периодически на поверхность отправляют «добровольцев» для сбора образцов, набирают их из числа отъявленных смутьянов и нарушителей спокойствия. Выживет — скостят срок тюремного заключения, пропадёт с концами — туда ему и дорога, горевать никто не станет. Джеймс Коул входит в число самых опасных для общества экземпляров, да ещё умудрился выжить на поверхности и вернуться в убежище целым и невредимым. Теперь Коулу предстоит задача посложнее — отправиться в прошлое и найти источник распространения смертоносной заразы, уничтожившей цивилизацию почти полностью.

Кадр из фильма Twelve Monkeys (1995)
Источник: kinopoisk.ru

  Точность настроек машины времени оставляет желать лучшего, поэтому при первом забросе Коул промахивается на несколько лет от нужного горизонта событий. Люди из прошлого, которое для них является самым что ни на есть настоящим, закономерно принимают Джеймса за несущего околесицу психа и отправляют в лечебницу соответствующего профиля. Там засланец знакомится с молодым человеком по имени Джеффри Гойнс и понимает, что безумный юноша явно замешан в катастрофе планетарного масштаба. А ещё на Джеймса обращает внимание доктор Кэтрин Рейли, которую необъяснимо влечёт к этому лысому шизофренику с утопичным бредом.

Кадр из фильма Twelve Monkeys (1995)
Источник: kinopoisk.ru

  Нечасто мне попадаются картины, отношение к которым резко меняется прямо во время просмотра. Я начинал смотреть «Двенадцать обезьян» без особых предвкушений, а спустя минут десять вообще хотел выключить его и забыть, настолько мне не понравилось происходящее на экране. Только вот ещё минут через пятнадцать я уже с головой погрузился в повествование, да так ни разу и не перевёл взгляда на экран смартфона все два часа, что длится этот фильм. И высокая оценка творению Терри Гиллиама мне кажется вполне разумной и логичной, такие фильмы хочется пересматривать и обсуждать потом с друзьями за кружечкой коньячку дождливым вечером.

Кадр из фильма Twelve Monkeys (1995)
Источник: kinopoisk.ru

  Для меня фильм оказался красив в своей визуальной простоте и точности схваченных образов. Обколотый нейролептиками Уиллис, утративший способность ходить и роняющий слюну на пол камеры. Безумный в своём асоциальном расстройстве Питт, невнятной скороговоркой выдающий секреты мировых заговоров и вселенских войнушек. Каменные лица наблюдателей, присматривающих за происходящим лично, «для страховки». Умеете находить красоту в простоте, ценить свежесть воздуха и умиляться давно забытым мелодиям? Тогда этот фильм для вас, и не пугайтесь хитроумности сюжета и мозголомности пространственно-временных парадоксов. Посмотрите это кино в настоящем, оно точно изменит ваше будущее, хотя бы на йоту. А мир спасёт себя сам, или погубит, просто расслабьтесь и получайте удовольствие.

  Интересный факт

  Гиллиам дал Уиллису список типичных актерских клише, от которых он должен отказаться при съемках «12 обезьян», включая «стальной голубоглазый взгляд».

  Моя оценка: 9 из 10

Рейтинг от Кинопоиска

tsarap
Пишу о том, что чувствую, пока не стало слишком поздно.
http://tsarap.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.