«Американский психопат» (2000)
«Респектабельная внешность дьявола»
(слоган фильма)
«— Нам нужно поужинать вместе. Может, ты приведёшь…
— Сесилию?
— Да, Сесилию!
— О, Сесилия будет в восторге.
— Ну тогда обязательно, Маркус. Классная вечеринка!
— Спасибо. Патрик, а почему он называет тебя Маркус?
— Тайны Рождества…»
(цитата из фильма)
Напускной лоск, ревностная слежка за последними веяниями стремительно ускользающей моды и лютая ненависть ко всем подряд, кто посмел усомниться в твоей неповторимой уникальности. Такие снобские замашки присущи любому поколению лощёных и холёных яппи, будь-то восемнадцатый век или наши дни, всегда найдётся подобная гниловатая прослойка общества. Наглухо оторвавшиеся от реальной жизни, повелевающие судьбами миллионов и не способные управлять собственной жизнью, лишённые способности получать удовольствие и проявлять сочувствие — видели таких в Инстаграме?
И чем безупречнее их внешний вид, чем дороже утренняя маска для лица и вывереннее шрифт на визитной карточке, тем больше демонов гнездится в душе подобных тварей, тут старик Зигги Фрёйд попал в яблочко. Равно как и оказался прав в утверждении, что зависть в данном случае — самый разрушительный для психики мотив, гораздо мощнее синдрома хронической усталости, постоянного эмоционального выгорания и желания навсегда закрыться от социума. Умопомрачительный разрыв в цифрах ежемесячного жалования между сильными мира сего и лишённой права голоса чернью практически наверняка пробудит ото сна дремлющего в глубинах сознания монстра.
Безусловно, они больны и требуют незамедлительной помощи специалистов, только общественное мнение очень редко готово идти на подобные уступки в отношении убийц. Попробуйте невзначай поинтересоваться у своих знакомых, относящихся к служителям закона и обладающими зачатками власти, как бы они поступили с пойманным маньяком? «Пристрелить на месте», «удавить», «сделать с ним то же самое, что он сделал с жертвами» — думаю, список можно не продолжать. А затем мысленно вручите им хромированный восьмикилограммовый топор для финального мазка в картине человеческой жестокости, думаю, кровавая надпись «это не выход» прекрасно завершит портрет психопата.
«Я был готов любить весь мир, меня никто не понял, и я выучился ненавидеть.» Примерно так рассуждает и герой фильма «Американский психопат», не умеющий почувствовать боль окружающих, но вполне способный сам получить удовольствие от осознания собственного превосходства. Патрик Бейтман ищет наслаждения в удовлетворении своих самых низменных желаний и потребностей, но находит лишь новых жертв, а фрагментами тел убитых им людей он украшает свою уютную квартиру.
У Патрика есть отличная работа в банковской сфере, компания подобных ему молодых прожигателей жизни, целый ворох дорогущих побрякушек и сосущая пустота в пятом межреберье. Он никчёмен и высушен изнутри, как испитая до дна бутылка коллекционного виски, поэтому гуляющее в его душе гулкое эхо он заполняет чужой кровью и кусочками чужих судеб. Эпатажность и стремление в любой момент выглядеть безупречно срабатывает даже при совершении Патриком зверских убийств, куда до него эстетствующим маньякам полустоличного Расчленинграда.
Чем закончится эта безумная карусель с бегством от служителей закона, становится понятно ещё в середине фильма, но это обстоятельство ничуть не умаляет неожиданности происходящего на экране. Сухость и надменность главного героя в общении с низкими для него людишками моментально сменяется наркотическим блеском в глазах и бурному извержению застоявшихся гнойников чувств, когда дело доходит до кровавых жертвоприношений. Кристиан Бэйл очень хорош в этой роли, но и второстепенные персонажи Лето, Дефо и Уизерспун мне понравились лишь чуть меньше. Прошу прощения, если изложенные мной впечатления разворошили гнездо боли и заставили вас морщиться от неприятия. Распечатайте текст этой рецензии и покажите пальчиком своему психоаналитику, где именно вам стало больно. Любви вам!
Интересный факт
Роль Кристиана Бэйла в «Американском психопате» первоначально предназначалась для Леонардо ДиКаприо. Бэйл был приглашен на роль лично режиссером картины Мэри Хэррон и Бретом Истоном Эллисом, писателем, по роману которого был поставлен фильм.
Моя оценка: 8 из 10