«Aquanaut’s Holiday — Hidden Memories» (PS3)
Релиз: Япония 25 сентября 2008
Разработчик: Artdink
Издатель: Sony Computer Entertainment
Общаясь в сети с откровенно тупыми людьми, я в последнее время чувствую не превосходство или раздражение, как раньше, а бездонное одиночество. Наверное, это подкравшаяся старость начинает тихонько скрести костлявыми пальцами по моей входной двери, упрашивая впустить её на порог. Хвала Создателю, что в моей крепости припасено немало выдуманных или нарисованных миров, куда я могу погрузиться без оглядки на эту мерзкую действительность. Ещё в детстве самым легальным способом на несколько часов оттопырить чакры для меня были книги про море, про корабли и штормовой ветер. Сам я открытой большой воды боюсь до одури, даже плавать так порядком и не научился, но зато в моей жизни были и «Калипсо» капитана Жака-Ива Кусто, и «Наутилус» капитана Немо, и много других надводных или подводных штуковин. Игра «Aquanaut’s Holiday — Hidden Memories», с которой я подружился совсем недавно, целиком и полностью посвящена морским исследованиям, что не могло не привлечь моего внимания. Разве можно пройти мимо целой вселенной, о которой с такой любовью рассказывал мне Дэвид Аттенборо? Вот я и не прошёл. Впечатлений от игры у меня скопилось достаточно, чтобы однажды собраться, сесть в кресло перед комплюктером и слегка упорядочить их в этом эссе.
Как и положено всякой уважающей себя награде, которую нужно заслужить и выстрадать, диск с игрой «Aquanaut’s Holiday — Hidden Memories» заполучить в свою коллекцию доведётся далеко не всякому любителю плойки. Дело в том, что первоначально игра выходила в Японии и каких-то других локализаций не имела, а способность бегло читать мунспик является редкостью. Затем к ней приложили руку мастера из Поднебесной, заодно включив в своё издание самопальный английский языковой пакет, поэтому про существование игры узнали и на Западе тоже. Однако, количество выпущенных копий было довольно небольшим, допечаток делать не стали, и сейчас диск редко можно найти в продаже по нормальной цене. Поверхностный гуглёж показал, что в этой стране частники оценивают свою копию с английским языком от шести до десяти тысяч рублей, а интернет-лавки готовы привезти игру под заказ, но уже тысяч этак за пятнадцать. Заметьте — речь идёт не про какое-то special collector edition с фигурками персонажей и прочей жутко важной дребеденью, а самое обычное китайское поделие, формой и цветом издалека и в полумраке слегка похожее на оригинал. Так что, прибегнете ли вы к услугам контрабандистов с лабильным анусом или воспользуетесь преимуществом прошитой приставки с HEN на борту — решайте сами. Я вот скачал образ диска с одного зарубежного файлообменника, поступком своим не горжусь, но и ни капельки не сожалею о содеянном.
Зарубежные игроки в своих отзывах напропалую сетуют, что китайский перевод «Aquanaut’s Holiday — Hidden Memories» с японского на английский получился, скажем так, забавным. На Вики есть даже специальная статья про так называемый «engrish» — искажённый и ломаный английский, характерный для жителей Юго-Восточной Азии. Я в английском не силён, поэтому многие неточности и казусы остались за бортом моего восприятия, но кое-какие косяки заметил даже я. К примеру, в статье об игре главного героя зовут Уильям «Билл» Грейбер, я вот в самой игре его фамилия почему-то меняется на Гловер. Я к машинному переводу привык ещё в девяностых, поэтому воспринял эту ситуацию как некую изюминку игры, придающую ей пикантность и непохожесть на остальные.
Возможно, именно благодаря корявому переводу игра так и не попала на виртуальные прилавки PSN, но это не точно. Да и основные фишки, присущие видеоиграм «made in Japan», остались нетронутыми. Добрая часть рыб, встреченных нами на просторах океана, в своём названии обязательно несёт упоминание Страны восходящего солнца. Не просто «анчоус», а «японский анчоус», или не «рыба-пила», а «японская рыба-пила». И разновидностей да подвидов всех этих рыбёшек просто тьма-тмущая, так что полное прохождение игры может занять несколько десятков часов вашей жизни, а если не пользоваться гайдами из сети, таймер запросто перевалит за сотню. Впрочем, разве мы ждали от японской игры более гуманного отношения к личному времени пользователя?
Это может показаться странным, но лично мне игровой процесс «Aquanaut’s Holiday — Hidden Memories» больше всего напомнил без преувеличений великую серию «Assassin’s Creed». Помните, как в ней нужно обязательно посещать разбросанные по карте точки обзора? Вот и здесь ситуация аналогичная, разве что роль высоких башен и минаретов исполняют гидроакустические навигационные буи с просроченными батарейками. Для того, чтобы заставить их снова работать и исправно выводить на мини-карту рельеф местности, достаточно будет вытащить севшие батарейки и заменить их на восстановленные. Купить их, если вдруг ваш запас иссяк, можно на атолле Кисира, позвонив персонажу по имени Роберт Кемельман и выложив кругленькую сумму в десять тысяч местных денежек. Не волнуйтесь, запас денег у вас практически бесконечный, пополняется он при каждом открытии новых областей морского дна или занесении в библиотеку «Aqua Library» информации об очередном представителе глубоководного бестиария. Тщательно обследуйте потаённые уголки, заглядывайте в закоулки и опускайтесь в пещеры, и ваш кошелёк всегда будет полон.
Следует заметить, что этот самый подводный мир не такой уж и безмолвный, вопреки названию книги капитана Кусто. Даже если отбросить музыкальное сопровождение игры (а фоновая музыка тут чудо, как хороша!), всё вокруг буквально полнится звуками, так что качественные наушники или стереосистема крайне рекомендованы к использованию. Любое движение нашей субмарины «Дельфин №2» сопровождаются непременным выбросом стайки булькающих воздушных пузырей, проплывающие дельфины что-то там пищат на своём волшебном наречии, а специально обученные рыбы так и вовсе предлагаю нам сыграть с ними в музыкальную викторину. Ей-ей, не вру! Рыбка сначала берёт несколько нот, а затем предлагает нам повторить за ней комбинацию с помощью нажатий определённых кнопок на геймпаде. Спев вместе с рыбкой несколько композиций кряду (точнее, пропищав их с помощью звукового сонара нашего батискафа), мы получаем небольшой апгрейд подводного аппарата вроде увеличения максимальной глубины погружения или расширения трюма для перевозки большего запаса батарей. Такие рыбки обычно тусуются близ навигационных буев, вычислить их местоположение не составит особого труда, просто не забывайте слушать, что происходит вокруг.
Периодически нам придётся возвращаться на базу, дабы пополнить запас батарей и сохранить игровой процесс. База расположена на живописном атолле Кисира, который все вокруг именуют не иначе, нежели «Aqua Heaven». На берегу мы также можем пообщаться с двумя нашими коллегами, учёными из Южно-Тихоокеанского Института Океанографии (надеюсь, я правильно перевёл South Pacific Wise Institute of Oceanography). Одного из них зовут Роберт Кемельман, он руководитель нашей программы и может продать нам батареи по сходной цене. Вторая — Джессика Паркер, мечтательная блондинка, снабжающая нас легендами о затонувших сокровищах и наводками на местоположение Уильяма Гловера. Ах да, я же совсем забыл вас предупредить, что главной нашей целью является вовсе не исследование морского дна, как могло показаться сначала. Дело в том, что Билл Гловер куда-то запропастился, и нам предстоит идти по его следам, следя за показаниями Aqua Monitor и шаг за шагом приближаясь к разгадке. Подводный детектив с неограниченным гриндом — а, как вам такая завязка сюжета?! Игру я покамест так и не прошёл, но практически уверен, что в конце нас будет ожидать непременный хеппи-энд. Просто чудак Билл пошёл кормить любимых рыбок и слегка увлёкся, бывает.
На мой взгляд, игра полностью оправдывает ожидания нетребовательного пользователя, который смело может сказать о ней: «это просто праздник какой-то!» Да, графика выглядит устаревшей и больше подходит для PS2, чем для PS3. Ну, а что — игра занимает всего-то полтора гигабайта, и диск DVD, который использовала PS2, мог вместить в себя сразу несколько таких игр. Да, проиграть тут попросту невозможно, воздух в батискафе и энергия бесконечны. Да, фирменный диск неоправданно дорог. Кстати — war, скорее всего, never changes, но цены на редкие игры подвержены частым изменениям. Да, сбор полной коллекции всех существ, локаций и тайных мест займёт очень много времени, ведь только маленьких рыбок тут больше ста пятидесяти разновидностей, а иди-ка, попробуй ещё сначала отыскать их в зарослях водорослей. Однако, если слова Море Молитв или Врата приключений вызывают в ваше душе необъяснимый отклик, если вы хотите своими глазами увидеть, как выглядят рыба-гитара или рыба-лента в горошек, вы на верном пути. Включайте игру, и пусть вас с головой поглотят моря мелодии и спокойствия, хоть на пару часиков. Счастья вам побольше и семь футов под килем!
Моя оценка: 7 из 10