«Assassin’s Creed III» (Xbox 360)
Релиз: Северная Америка 30 октября 2012,
Европа 31 октября 2012
Разработчик: Ubisoft Montreal
Издатель: Ubisoft
Что необходимо пользователю для того, чтобы ему начал нравиться главный герой новой игры? Наверное, сходства в мировоззрении или психотипе уже будет достаточно, но хорошие игроделы обычно не довольствуются полумерами, стараясь сплести характеры своего героя и потенциального пользователя в тугой клубок. Все же из нас в детстве, будучи за что-то обиженными на своих родителей, пытались им угрожать в стиле: «вот уйду от вас в лес, будете знать, поплачете ещё без меня»? Для Коннора Кенуэя, также известного под именем Радунхагейду и являющегося главным героем игры «Assassin’s Creed III», главным движущим элементом биографии стала потеря. Человек, пусть и не в одночасье, но в итоге потерявший всё и всех: отца, мать, смысл существования. Должно быть, только потеряв вообще всё, можно стать поистине свободным и обрести удовлетворение от собственной жизни. Наш герой постепенно придёт к пониманию, что жизнь в собственном доме среди сервантов с коллекцией золотых тарелочек и тушёным зайцем на ужин не так уж и плоха, но путь к этому осознанию будет длинен и тернист. И весь этот путь игроку предстоит пройти вместе с Коннором, испытывая схожие эмоции и помогая герою в меру своих способностей. Я потратил на игру около пятидесяти часов своей жизни и ни капельки об этом не жалею. Ладно, немножко негатива тоже осталось, так что давайте обо всём по порядку, согласны?
Игра «Assassin’s Creed III» разошлась по всему миру миллионами копий, так что найти хорошо сохранившийся диск на вторичке можно даже сейчас без особых проблем. Компания Ubisoft сразу учуяла запах хороших денег, поэтому вариантов издания игры существует огромное множество, для всех игровых консолей той поры и даже немножко компьютера. Я для своей коллекции Xbox 360 выбрал самое простецкий вариант, соблазнившись невысокой ценой (что-то около семиста довоенных рублей) и нормальным состоянием диска. Помимо собственно игры, в комплект также входила регистрационная карточка Uplay Passport с кодом, предоставлявшая игроку доступ к сетевым баталиям и дарившая персонажа по имени Молчаливая Тень. Но, как вы уже поняли, этот код уже активировал предыдущий владелец, и для меня карточка стала лишь ненужным кусочком цветной бумаги. Инструкцию можно также смело считать ненужной, ведь она состоит из четырёх страничек, причём на первой же красуется надпись «полное руководство встроено в саму игру, это очень удобно». Самое простое издание, да ещё и «бэ-у», чего уж тут хотеть. А вот для обладателей тугих кошельков и желания выделиться в толпе простых смертных Юбисофт постаралась на славу: тут вам и стилбуки, и статуэтки Коннора, и флаг ассасинов, и медальон, и даже пряжка для ремня! Причём обратите внимание — все эти ништяки входили в разные издания игры, чтобы подстегнуть коллекционерский зуд и заставить пользователя купить одну и ту же игру несколько раз кряду. Скорее всего, именно эта неприкрытая жажда наживы издателя сподвигла меня отвернуться от бесконечного списка разнообразных «Freedom Edition» и «Ubiworkshop Edition» за непомерные деньги. Ссылку же на цифровое издание я ставить теперь не буду, ведь до официального закрытия магазина Xbox 360 осталось совсем недолго, а фото своего диска приведу чуть ниже.
Сюжет третьей номерной части «Assassin’s Creed» развивается поначалу неспешно, поэтому до момента начала моего излюбленного исследования мира и коллекционирования всего на свете проходит немало реального времени. Игра неторопливо знакомит нас с Дезмондом, протагонистом из реального времени, с Хэйтемом Кенуэем, английским аристократом из 1754 года, и его сыном Радунхагейду, который станет нашим протагонистом в мире далёкого прошлого Северной Америки. Именно Радунхагейду, впоследствии обрёвший имя Коннор Кенуэй, стал моим верным спутником на десяток приятных игровых вечеров, именно с ним я обучался мастерству ассасина у наставника по имени Ахиллес Дэвенпорт, и именно с ним я понял, что борьба добра со злом происходит в нашей душе непрерывно. Кто одержит в этой борьбе победу — не столь уж и важно, важно продолжать бороться за свои принципы и мечты, не отпуская поводья и не давая слабину. Лично тебе, потому что больше некому. Будет в твоей жизни и нелёгкий выбор, и утрата близких, и целое море разных активностей (море, как вы поняли, я сюда приплёл неспроста). Будет всё, разве что любви достанется всего чуточку, зато насилия и смерти отмерено с избытком. Коннору предстоит не только самому стать прославленным ассасином, но и обучить этому нелёгкому мастерству шестерых новоявленных адептов культа смерти. Стоит ли игра свеч? Бессовестно отвечу вопросом на вопрос — а ради чего вообще стоит жить?
Скажу сейчас крамольную мысль, но для меня «Assassin’s Creed 3» стала отнюдь не только подробной инструкцией на пути убийцы, но и неким пособием по выживанию в этом мире, путеводителем в поисках смысла, если угодно. Конечно, для игрока не возбраняется исполнять роль бездушной машины, скипая ролики и с боевым кличем отправляя к праотцам очередную сотню компьютерных болванчиков в угоду своему самолюбию. Но если оставить в стороне это бесконечное противостояние тамплиеров и ассасинов, если отринуть необходимость мести и оглядеться вокруг, можно увидеть тот путь, который проходит большинство людей в течение своей жизни. В юности нам хочется приключений и новизны, мы склонны прельщаться напускной бравадой бывалых волчар и пускаться во все тяжкие ради сиюминутного удовольствия. А во второй половине жизни, как мне кажется, все мы начинаем в полной мере ценить дружбу и спокойную человеческую беседу, близких людей рядом (живых близких, само собой) и тишину. Не зловещую тишину перед очередным ударом бури или залпом из пушек, не оглушительную тишину пустого дома, где кроме вас уже никогда не будет ни единой живой души, а мягкую нежную тишину, прерываемую лишь криком петуха по утрам или вечерним звоном церковного колокола. Может и прав был тот безымянный житель нарисованного Бостона, рекомендовавший нашему герою «перестать уже душить одноглазого змея и найти уже наконец себе подружку»? А гардеробной в подвале, полной костюмчиков самых отъявленных головорезов, можно будет воспользоваться перед вечеринкой в канун какого-нибудь языческого праздника, правда ведь? Но, чёрт побери, не сегодня! Впереди ещё целая куча развлечений, в которую так и тянет влететь со всей дури прыжком веры, поэтому свистать всех наверх!
Наверное, самые приятные впечатления от игры у меня сложились благодаря прекрасно нарисованным морским баталиям где-то в бассейне Карибского моря и окрестностей. Давненько мне не попадалось достойных игр о морских сражениях парусных красавиц, и третья часть «Кредо Убийцы» показательно исправила сие досадное недоразумение. Громогласные залпы из бортовых орудий, стремящиеся уничтожить всё живое волны-убийцы, монструозные линейные корабли и нападающие целой сворой мелкие судёнышки — йо-хо-хо, да эта игра оказалась куда лучше, чем я ожидал! Возможно, читавшие в детстве книжки Крапивина и Стивенсона олдфаги тоже смахивали жгучую слезу ностальгии от слов вроде «шканцы» или «грот-мачта», бурно радовались победе в очередной абордажной схватке или порывались подсчитать заработанные в этой вылазке гинеи. Ну как тут, скажите мне на милость, было не восхититься удачной задумке игроделов, не испугавшихся добавить в игру новую и оказавшуюся такой классной активность?! Для внимательных и въедливых исследователей игровых миров в «AC3» имеются не только несколько сюжетных миссий про корабли, но и целая ветка военно-морских приключений, пройти которую будет ой как непросто, та же последняя миссия «Гигант и буря» может вволю попить вашей кровушки своей непредсказуемостью и сложностью. Но как же здорово, чёрт возьми, всё это реализовано! Однозначный жирный плюс от меня в карму создателям и робкая надежда, что в следующих играх серии «Assassin’s Creed» морская тематика получит заслуженное развитие.
Прокачка виллы из «Assassin’s Creed II», видимо, настолько понравилась игрокам, что в третьей части этот процесс превратился чуть ли не в полноценную игру-в-игре. Вокруг поместья Дэвенпорт, служившего игроку отчим домом, постепенно вырастал целый городок с церковью, кабаком и целым промышленным кварталом. Этакая мечта любого местного помещика, наворовавшего денег на государевой службе и реализовавшего свою скрепную фантазию времён семнадцатого века на современный лад, верно? Лесопилка производила материалы из дерева, плотник использовал их в качестве заготовок для своих поделок, а уже вы, в качестве управляющего поместьем, могли купить их у производителя за невысокий прайс и затем перепродать их лавочникам из соседних городов по гораздо более высоким расценкам. Но не всё так просто — заселить город обитателями вам предстояло самостоятельно, выполняя миссии простых людей и мотивируя их таким образом сменить место жительства на ваше уютное имение. Квесты могут быть самые разные, в одном игроку вообще предстоит спасти роженицу, своевременно приведя к ней доктора и муженька, а в другом нам предстоит побывать на настоящей сельской свадьбе в качестве друга жениха. Само собой, чем больше заданий горожан мы выполним, тем круче изделия смогут изготавливать наши местные ремесленники и тем быстрее будет наполняться наша казна. Мечтали о карьере мэра города? Получите-распишитесь, а свои благодарности оставьте в конверте у секретарши, нам как раз для корабля нужно купить парочку улучшений.
Кстати, встроенные мини-игры, постепенно открывающиеся пользователю в разных тавернах и постоялых дворах, создатели тоже не обошли стороной. Игры эти достаточно сложные, разве что «боулз» (это, насколько я понял, такая разновидность петанка) можно будет попытаться пройти нахрапом и с первой попытки. Настольные же «Моррис» и особенно «Фанорона» безапелляционно требуют от игрока вдумчивого изучения своих правил, большое количество практики и чуточку удачи. Конечно, если вам не очень-то и нужна ачивка «Original Gamer», этими развлечениями можно вовсе пренебречь, потратив больше времени на изучение природы или знакомство с жизнью простых горожан. Порой бывало забавно ждать пробуждения очередного ремесленника (а по ночам они, как ни странно, не работают), встречая зарю на крыше деревенского нужника под открытым небом. А затем провожать вставшего спозаранку шахтёра к месту его работы, наблюдать за тем, как он заливает масло в светильник, киркой отколупывает куски породы от стен отвала и промывает полученную руду в реке. Как я понял, для некоторых игроков стало весьма спорным моментом решение создателей не сопровождать такое времяпровождение фоновой музыкой, наполнив мир лишь звуками природы: щебетанием разных птиц, рёвом хищников или просто журчанием воды по каменистому руслу. Мне такой подход пришёлся по нраву, но на своей правоте настаивать не стану.
Несомненно, нужно отметить и такое интересное нововведение, как охота. Нет, не охота на людей, этого добра и в предыдущих играх серии было достаточно, а охота на всяких животных, коих в округе поместья водится предостаточно. Пользователя сначала научат ставить ловушки на мелкую дичь вроде зайчишек, затем разбрасывать приманку для привлечения копытных, а потом и вступать в схватку с крупными хищниками типа медведя или рыси. Некоторую добычу можно будет победить лишь с помощью неожиданного прыжка с ветки дерева или засады в густых зарослях местной флоры. Да, игровой мир разросся не только в двух измерениях, теперь нам доступны перемещения вверх, на деревья, и вниз, в подземные катакомбы Нью-Йорка и Бостона. Представляете, сколько свободы предоставлено Коннору в его перемещениях? Что интересно, все эти скачки на лошадях, плавания под парусом и паркур по крышам домов или в густых кронах леса смотрятся очень органично, воспринимаются на ура и приносят большую порцию гормона счастья игроку. Глаз игрока, как мне кажется, должен быть не только набит, но и насмотрен, и с этим параметром у «Assassin’s Creed 3» всё в очень большом порядке. Бывает ведь такое, что прошёл игру, а воспоминания о ней — словно золотые монеты в кошельке, подаренным дьяволом: откроешь его, а там сухие листья? В моей памяти третья часть «Кредо Убийцы» останется почти эталоном игростроя, когда создатели сами получили очень большую свободу от предрассудков и канонов и не пожалели поделиться ею с игроками.
Так почему, если мне так уж понравилась эта игра, я всё-таки не поставил ей максимальную оценку? Однозначного ответа на этот вопрос я дать не могу, прошу отнестись с пониманием и не вздёргивать на рее. Нью-Йорк и Бостон, пришедшие на смену Венеции и Флоренции из второй части, понравились мне ничуть не меньше, а их подземные лабиринты так и вообще поразили своим размахом. Новые активности вроде ограбления караванов или участия в разных клубах по интересам надолго привлекли моё внимание, так что заслуженное достижение «Completionist» за стопроцентную синхронизацию (что бы это ни значило) я ношу с гордостью. Нить повествования со всеми этими Яблоками Эдема, Абстерго и Великим Храмом я потерял ещё в предыдущей игре, так что воспринимал перемещения во времени и галлюцинации нашего персонажа как обыденное дело, не стоящее особого внимания. Да, общий сюжет серии оказался для моего понимания чересчур сложным, поэтому каждую новую для себя игру под логотипом «Assassin’s Creed» я буду теперь воспринимать как некий обособленный продукт, имеющий схожие черты с другими представителями и в то же время обладающий уникальными характеристиками. Нужно собирать орлиные перья? Отлично, соберу сотню. Игра требует убить десяток егерей подряд? К чему слова, айда выполнять условия очередного квеста. Улучшил всю усадьбу, прокачал ремесленников и отправил пару морских торговых караванов с целью подзаработать? Океюшки, теперь можно расслабиться на природе, ставя силки на зайцев и подглядывая за поведением земляков.
Возможно, на мой вкус в игре оказалось слишком много неприкрытого насилия и прочего «не стреляйте, пока не увидите белки их глаз». Вроде только отошёл от череды кровавых заданий, только вознамерился просто побегать по неисследованным покамест районам карты и повыполнять задания клуба Авантюристов, как игра снимается с меланхоличной паузы и вновь требует «повесить пять врагов на дереве с помощью шэнбяо», да поскорее. Даже в затянутых паутиной глубинах подземки, способных сами по себе вызвать панический приступ клаустрофобии, нет-нет да и встретятся враги, желающие лишь одного — смерти этого оборзевшего спелеолога. Разве что сервант с золотыми тарелочками, упомянутый мною в начале эссе, приносит некоторую удовлетворённость в завтрашнем дне и отметает сомнения в правильности выбранного мною пути, да коллекция финтифлюшек из дальних краёв намекает о грядущих спокойных вечерах у камина в кругу семьи с кучей внимающих твоим рассказам ребятишек. Маразматичненько, скажете? А разве не в этом и заключался смысл всех этих побоищ и сражений, чтобы в конце-концов обрести долгожданные уют и счастье? Если нет, то я так больше не играю, как говаривал дорогой Карлсон. Счастья вам побольше и мирного неба над головой!
Моя оценка: 9 из 10