«Элефант» (2019)
«Тебе нужно новое сердце и полный покой»
(фраза из фильма)
«— Не торопитесь вставать, пусть лекарство впитается. Кстати, меня зовут Таисия, можно просто Тося.
— А можно, я не буду вас больше звать? Следующий укол я сделаю в поликлинике, вы можете быть свободны.
— Вам было больно?
— Мне хочется остаться одному.
— Хорошо, я могу посидеть на кухне и приготовить вам ужин.
— Совсем одному, во всей этой чёртовой квартире!»
(цитата из фильма)
Меня от души веселит вытянувшееся лицо человека, узнавшего внезапно о том, что его излюбленный писатель или почитаемый музыкант в жизни являются, мягко говоря, не самыми приятными персонажами. Это искреннее и непосредственное удивление сродни детскому открытию, что школьный физрук тоже любит булочки с повидлом, а друг на все времена запросто выменяет твои сокровенные тайны на зацарапаный диск для Икс Бокса. С возрастом это чувство изумления обычно купируется, но некоторые экспонаты умудряются сохранить его до седых ноздрей.
А почему, собственно говоря, классный писатель или великий художник просто обязаны быть хорошими людьми? Нет ли здесь проявления эгоизма, когда мы хотим видеть человека исключительно таким, каким сами себе его выдумали? Мне кажется, творческие личности недалеко ушли по степени умения видеть скрытые от всех тайны от детей или душевнобольных, которые, как известно, никому ничего не должны. Может, их творческий зуд обусловлен как раз неумением общаться с посторонними, страхом быть осмеянным, патологической неспособностью находить новые контакты и поддерживать старые.
Я считаю, что грустные клоуны или гонящие от себя прочь всех посмевших приблизиться актёры встречаются гораздо чаще, нежели их общительные милые коллеги, а с наступлением возраста так и вовсе сходят на нет. Не подумайте дурного, я вовсе не стремлюсь обидеть или оскорбить кого-то из творческой среды, а пытаюсь донести, что они вольны быть такими, какими захотят сами. Да, они чаще оказываются под прицелом камер и к их словам прислушивается большее количество людей, чем к нашим жалким потугам собрать пару десятков лайков под своей фоточкой в соцсети, ну так что с того? Мартышка в зоопарке тоже не страдает отсутствием внимания, и что ей теперь, какашками не кидаться?
Более того, склонные изливать свои переживания на публику и делиться фантазиями личности уходят из жизни гораздо быстрее, нежели собирающие слухи и сплетни кумушки на скамейке у подъезда. Повышенная эмпатия и желание непременно сделать мир вокруг чуточку добрее или чище не способствует долголетию, а творческие кризисы идут рука об руку с инфарктами и запоями. Светя другим, они быстро сгорают или безобразно чадят, загнав сами себя в придуманные рамки треснувшего стекла керосиновой лампы жизни, заставляя окружающих стыдливо прятать глаза и потупившись уходить прочь.
Известный детский писатель Валентин Шубин давно существует в одиночестве — у бывшей жены своя жизнь, дочь с ним видеться не спешит, да и внучку ему показывают редко. Впрочем, винить в этом Валентину стоит лишь самого себя: он отвратительный муж, безобразный отец и такой же дед. Конечно, статус заслуженного и народного сочинителя сказок несколько компенсирует дрянной характер сказочника, но страдать его близким людям при контактах меньше не приходится.
Теми немногими, кто посещает писателя в больнице после перенесённого им сердечного приступа, оказываются литературный агент и всё та же бывшая жена, фанаты творчества предпочитают следить за развитием событий в уютных социальных каналах и группах. Валентину требуется немедленная пересадка сердца, и меценат находится, в обмен на помощь требуя написать продолжение историй про слона Мишку и других обитателей мира фантазий писателя. Шубин для себя этих персонажей давно похоронил, они ушли из его жизни вместе с любовью дочери, или он сам их вычеркнул из списков своих близких. Но ничего не поделаешь, спонсорское сердце приходится отрабатывать, а для уверенности в успехе к Валентину приставляют сиделку.
Картина «Элефант» для большинства зрителей прошла незаметно, а имеющиеся в сети немногочисленные отзывы сплошь пестрят высказываниями «ожидал большего», «отсутствие начала и конца» и прочими претензиями. Подозреваю, что на месте персонажа хорошего актёра Гуськова я бы тоже за такие комментарии злился всегда и на всех, а на себя самого в первую очередь. Мне вот фильм даже понравился, возможно потому, что подобные приступы гнева мне приходится переживать несколько раз в неделю, да и с семейной жизнью у меня тоже не задалось.
Что интересно, в фильме хватает настолько неожиданных и резких смешных моментов, что мне даже приходилось ставить воспроизведение на паузу, чтобы успеть осмыслить и прочувствовать фразы героев. Шубин получился классный, он не считает нужным сдерживать в себе раздражение от глупых вопросов или поступков, парируя вопрос следователя «можно я буду с вами откровенен?» своим «можно я отвечу вам нет?» Можно позлорадствовать на тему, что лишь перед лицом приближающейся смерти человек сподобился возобновить общение с родными, но почему-то не хочется. Не следует спешить казнить даже неоднократно оступившегося, разве не так учат нас общепринятая религия и воспитание?
И да, на мой взгляд, душа у Шубина есть. Он просто измордованный жизнью человек, которого научили грамотно писать, а вот научить быть счастливым не сочли нужным. Попытки наладить разговор с родными не просто выглядят неуклюжими, в реальной жизни всё намного сложнее, нежели на бумаге. Это в литературе можно унять писательский зуд, выплеснуть на белый лист свои переживания, а потом ластиком аккуратно подправить неудачные моменты. Жизнь пишется сразу на чистовик, поэтому Шубину проще мимикрировать под прожжённого циника и гневливого старика, нежели признать свою инфантильность и фантазёрство. Да, приходится порой слопать четыре куска пирога подряд, чтобы потом заявить, отдуваясь, что он получился «не очень». Жить здесь и сейчас, получать удовольствие и любить людей, не боясь получить в ответ охапку грязи или боли — вот главный смысл бытия.
Интересный факт
Алексей Гуськов не только исполнил главную роль, но и стал продюсером картины «Элефант».
Моя оценка: 7 из 10