«Есенин» (2005) сериал
«История убийства»
(слоган сериала)
«— Допустим, докажем мы, что это не самоубийство. Выявим, как говорится, ошибки следствия. Вам-то лично зачем это нужно?
— Это не мне, это ему надо. Грех это, самоубийство — страшный грех. Если человека убили — мученик. И отношение к Есенину другое. Самоубийца — трус, а Есенин трусом никогда не был.»
(цитата из сериала)
Алкоголь, наркотики, разврат и бесшабашное прожигание жизни во все времена были верными спутниками людей искусства, этакими хэштегами талантливых личностей. Мало кто из поэтов, музыкантов, писателей или художников не имеет в анамнезе жизни загульных эпизодов, публичных скандалов или курьёзных романов. А буде найдутся подобные смиренные личности, людская молва непременно придумает свой вариант бесчинств и дебошей, припишет их знаменитости и пойдёт вовсю обсуждать их в уютных ВКонтактиках и Ватсаппиках, похрюкивая от удовольствия и обмазываясь подробностями. Если герой обсуждений уже успел к тому времени отправиться в край вечной охоты, перемывание косточек может обрасти такими подробностями, что даже писатели-фантасты хмыкнут от плохо скрываемого удивления, перечитывая на досуге опусы таких «заклятых друзей».
Завистников у поэта, я уверен, было хоть отбавляй, и это вполне объяснимо. Людская зависть — один из самых надёжных и безотказных критериев, которые определяют успешность и гениальность творца в какой бы то ни было сфере деятельности. Если множество людей завидует твоим стихам, испытывая обиду, что эти стихи написали не они, значит, стихи и впрямь гениальные.
А там уже рукой подать до предательства близких и друзей, неприкрытого использования успешного человека в качестве дойной коровы, манипуляций его именем при жизни и закономерным стуком себя пяткой в грудь на могиле безвременно усопшего с воплями «я был его самым лучшим другом!» Да что там, даже враги не преминут засветиться в ленте хроники, поучаствовав в параде человеческого лицемерия и сняв свою порцию сливок на хайпе.
Должен сразу заявить — своей версии, как именно ушёл из жизни великий Поэт, у меня нет и быть не может. Предположения есть, и они почти совпадают с версией создателей сериала, но это лишь домыслы, которые ничем не подтверждены и основаны лишь на эмоциях. Насколько мне известно, теории смерти (убийства, самоубийства, …) Есенина уже давно подвергаются сомнению, причём сторонники разных версий приводят достоверные материалы и не подлежащие обоснованному сомнению доказательства. Так или иначе, результат останется неизменным — поэта не стало ещё в 1925 году прошлого века, и все одиннадцать серий мы будем наблюдать за тем, как вытянувшаяся с неба гигантская рука двигает человеческие фигуры в направлении эндшпиля этой партии.
Сериал «Есенин» показывает параллельно две сюжетных линии, одна из которых посвящена непосредственно жизни и творчеству поэта, а вторая происходит уже в восьмидесятых годах прошлого века, и главным героем является следователь Хлыстов. Жизнь Сергея Есенина показана с молодых лет и до самой смерти, особое внимание уделено значимым событиям: знакомствам с ведущими политическими деятелями того времени, путешествиям по России и миру, романам с женщинами и конечно стихам. Правда, написание стихов происходит в сериале где-то там, за кадром, чаще же пьяный поэт играет на гармошке, мучается от очередной влюблённости или переживает за судьбу российского крестьянства. Сейчас за такое изображение личности гения сериал бы просто зарезала цензура, понаставив печатей «оскорбление чувств», «искажение правды» или вообще «использование иноагентов». А тогда ничего, Первый канал снял и не поморщился.
Следователь Хлыстов к судьбе Есенина прямого отношения не имеет, просто ему присылают посмертную фотографию поэта, которая вызвала у полковника странное чувство. Он показывает фото старому опытному патологоанатому, который с ходу ставит диагноз — убийство с последующим сокрытием улик, инсценировка повешения. Хлыстов начинает заниматься самостоятельным расследованием обстоятельств жизни и смерти Есенина, встречается с множеством людей и перелопачивает горы документов. Периодически ему пытается вставлять палки в колёса КГБ, которое явно не заинтересовано в результатах этого расследования. Более того, способные выплыть наружу факты могут раскачать утлую лодчонку народного спокойствия, а даже такая малозначительная буря в стакане престарелым шпионам не нужна.
Пересматривая сериал относительно недавно, я был сражён наповал фактом, с какой неприкрытой злобой показаны всякие чекисты и гэбисты в картине. Ведь многие представители этой конторы, бывшие шпионы и особисты, которые во времена Союза вовсю клялись в верности своему «Joyeux rouge», сейчас занимают далеко не последние посты в этой стране. За одну лишь попытку напомнить им о «славном» советском прошлом постом в соцсетях, можно запросто уехать на несколько лет за решётку, примеров таких проявлений гласности и демократии тоже хватает. А что, в 2005 году так можно было? Видимо, не зря столько лет подряд работает государственная машина по затыканию ртов недовольным, если даже художественный фильм про события давно минувших дней смотрится теперь, как крамольный видеоролик про домик для уточек.
На мой взгляд, сериал получился отличный. Про историческую достоверность я говорить не могу и не буду, художественная же составляющая картины великолепна. Актёрам веришь сразу и без оглядки, настолько мощные и правдивые образы создали Михайлов, Табаков, Раппопорт, Хабенский и остальные. Даже Безруков отлично справился с ролью гениального бунтаря, а уж особой привязанности к этому актёру я не испытываю. И в очередной раз поражаешься той звериной жестокости и расчётливому прагматизму, с которыми диктаторы истребляют ставших им неугодными и неудобными творцов, искореняя малейшие проявления человеческой свободы и надёжно упаковывая доказательства в папки с грифом «не открывать никогда». Не только в этой стране, но сериал-то именно про неё. Сильная картина, эмоциональная и честная.
Интересный факт
Отец Сергея Безрукова, Виталий Безруков исполняет роль отца Сергея Есенина; кроме того, он же — сценарист этого фильма.
Моя оценка: 8 из 10