«Фантастические твари и где они обитают» (2016)
«Открой новую главу волшебного мира Дж.К.Роулинг»
(слоган фильма)
«— Мне нужно идти. Найти сбежавших, пока они не пострадали.
— Не пострадали?
— Да, мистер Ковальски. Они ведь сейчас в непривычных условиях, окружённые миллионами самых злобных существ на планете — людьми.»
(цитата из фильма)
Уверен, что почти всем из нас доводилось встречать необычных детей, настолько сильно отличающихся от сверстников, чтобы их жизнь можно было назвать беззаботной. Видели таких, своей красотой скорее напоминающих причудливый цветок, за что одноклассники и одноклассницы немедленно подвергают их остракизму и побоям? Или на вашем жизненном пути попадались порой нелепые ботаники, испытавшие от окружающих столько зла, что вынуждены были всю свою любовь обратить на животных? Юные музыканты, художники, умники и умницы, дети с тяжёлыми заболеваниями или иными сексуальными предпочтениями — всем им предстоит усвоить спасительный навык «контролируемой глупости», чтобы мимикрировать под окружение. Спрячь поглубже свою необычность и останешься жив, не выделяйся из толпы себе подобных, иначе — смерть. Промолчи, отведи глаза, переступи через рвущийся из груди беззвучный крик. Так себе выбор, но перспектива смерти ещё хуже.
Как любая уважающая себя тварь, человек разумный практически постоянно находится в поисках жертвы, обычно выбирая её из числа самых слабых и не способных на сопротивление существ. Скорее всего, именно из желания задавить жертву и самоутвердиться растут ноги у всех этих цирков, где прекрасных в своей естественной среде обитания животных превращают в забитых и злобных тварей. «Смотрите, какой я смелый и сильный, ведь я оседлал тигра!» В своём стремлении выжить, необычным детям и животным приходится учиться прятать свои эмоции, скрывать затейливый узор незримых крыльев и выглядеть неотличимо от окружающей их серой толпы. Бывают, конечно, и бунтари, не желающие или не имеющие возможности к маскировке. Их полёт обычно недолог, а обыватели уже на следующий вечер напрочь забывают про их нелепую, но такую красивую смерть.
И что, неужели для таких людей нет иного выхода, кроме пожизненного строгого самоконтроля? Так ведь недолго и свихнуться бесповоротно, или настолько привыкнуть к маскировке, что однажды окажешься уже не в силах сбросить спасительную мантию-невидимку. Это может показаться странным, но зачастую выход из положения таится вовсе не в одиночестве, насколько приятным и тёплым оно не казалось бы со стороны. Необычные люди и звери тоже имеют склонность сбиваться в небольшие стайки, образовывая спасительные для них сообщества по интересам, напасть на которые трусливые хищники уже не осмелятся. Проблема в том, что эти общества тут же начинают копировать привычки общества, доставлявшие им некогда столько проблем. «У тебя есть способности к магии? Отлично, мы тебя принимаем. Погоди-ка, а кровь у тебя чистая? Ах, да ты полукровка?! Пшёл вон!» Знакомая риторика, от которой рука так и тянется к сердцу, а затем к солнцу.
И всё же приятно порой узнать, что ты не одинок в этой своей странности. Надеть на пару часов розовые очки (только осторожно, они быстро заляпываются дерьмом!) и отправиться в путешествие. Туда, где есть место магии и волшебству, а обычный работник консервной фабрики способен на подвиг. В тот мир, где невзрачный и потрёпанный жизнью чемодан может на поверку оказаться уютным логовом для целого мира удивительных и необычных созданий, укрывающихся от людской злобы. В сказку, ставшую спасительной былью для миллионов людей, пытающихся обрести своё место в мире этом и не находящих понимания. Да, это очередная история про «мальчика, который выжил», только мальчик на этот раз совсем иной.
Ньют Саламандер, британский маг и зоолог, прибывает в Нью-Йорк с известной лишь ему миссией, а чемодан мага просто ломится от прячущихся внутри существ. Ньют странен и неловок, кажется, он так и притягивает к себе неприятности. В Америке к фантастическим существам относятся, как к вещам: относительно безопасных оставляют для цирковых представлений на потеху почтеннейшей публики, а мало-мальски опасных безжалостно уничтожают. Когда несколько существ находят-таки способ выбраться из чемодана и вдоволь пошалить, для всего общества Ньют становится злостным контрабандистом, нарушителем спокойствия и попросту преступником, также подлежащим уничтожению. Дело в том, что американские маги избрали свой вариант безопасно сосуществовать с обычными людьми: не привлекать внимания, тщательно заметать следы своей деятельности и вообще не отсвечивать. Саламандер же, в силу своей необычности, оказался чужим и для людей (их ещё называют «немагами» или «маглами»), и для волшебников. Ну и, конечно же, повинен смерти.
Там же, в Нью-Йорке, влачит своё существование молодой человек по имени Криденс Бэрбоун. Он сирота, усыновлённый ярой сектанткой Мэри Лу, положившей свою жизнь на борьбу с магией и волшебниками. Окружающие слабо ведутся на призывы Мэри Лу, хотя в современном мире она точно нашла бы огромное количество последователей. «Маги посмели отличаться от нам, значит, они опасны и подлежат уничтожению». Уверен, если заменить в этой доктрине слово «маги» на «украинцы» или «евреи», население этой страны встретит такое заявление бурными овациями, переходящими в кровавую бойню. Сами же маги не считают Мэри Лу достойным внимания соперником, хотя один представитель высшего магического сообщества, волшебник Персиваль Грейвс, поддерживает общение с Криденсом. Мистер Грейвс не оставляет попыток обнаружить обскура — тёмную сущность огромной силы, обитающее в скрывающем свою магическую предрасположенность ребёнке.
Конечно же, по всем канонам жанра, жизненные пути этих одиночеств просто обязаны пересечься, дабы подарить благодарному зрителю возможность понаблюдать за развитием событий. Отвергнутый всеми на свете Ньют неожиданно обретёт понимание и поддержку от таких же изгоев общества, Криденс окажется не только забитым и неспособным на собственное мнение юношей, а мистер Грейвс встретится с обскуром лицом к лицу. Но тот факт, что мы заранее знаем развитие событий, ещё не делает этот фильм плохим или недостойным внимания, вовсе нет! К примеру, я заранее знаю вкус горячего шоколада и разливающееся по телу тепло, но это ведь не значит, что пить его мне будет неинтересно или неприятно. Да и художники постарались на славу, сдержать восторженные выкрики от вида многих существ из чемодана Ньюта у меня не получилось.
Мне кажется, что фантастические твари в этом фильме играют не главную роль, хоть и вынесены в название франшизы. Главными, что логично, стали взаимоотношения людей, таких разных и таких одинаковых. Не вырвется ли наружу столь тщательно скрываемая тобой натура? Не причинит ли страдания умение знать, что на самом деле думают о тебе другие? И стоит ли бережно пестовать свои воспоминания о былом счастье? Отлично нарисованная и озвученная сказка не даст прямых ответов на подобные вопросы, но даже то, что она задаёт их своему зрителю, уже говорит о качестве картины. В ней мало общего с фильмами о Гарри Поттере и недостаточно уау-эффекта для поклонников техногенных прибамбасов. Но нет и такого, что хочется немедленно развидеть (ну, или закапать в глаза препарат забвения, если угодно). Отличный фильм для семейного просмотра, если ваша семья всё ещё верит в сказки.
Интересный факт
Во вселенной Гарри Поттера труд Ньюта Саламандера «Фантастические твари и где они обитают» был опубликован в 1927 году. Он стал бестселлером и был включён в программу обучения в школе чародейства и волшебства «Хогвартс». К середине 1990-х, в период, когда разворачивается действие романов о Гарри Поттере, вышло уже пятьдесят второе издание книги. Заслуги Саламандера, в частности, отмечены тем, что в серии сладостей «Шоколадные лягушки» есть карточка с его изображением.
Моя оценка: 8 из 10