«Forza Motorsport 4» (Xbox 360)
Релиз: Северная Америка 11 октября 2011,
Европа 14 октября 2011
Разработчик: Turn 10 Studios
Издатель: Xbox Game Studios
Практически во всех сетевых обзорах, которые встречались мне в письменном виде, названия «Forza Motorsport 4» и «Gran Turismo 5» соседствуют в первой же строчке. Возможно, это результат применения тайных навыков новомодного CEO или банальное желание поскорее объявить холивар открытым, чтобы адепты двух противоборствующих разработчиков незамедлительно принялись за излюбленное занятие — выяснение, чья «всемирно известная мухосранская артель инвалидов по нарезанию гаек не в ту сторону» в данном случае опростоволосилась. Я решил не отступать от такого принципа и тоже поместил названия двух конкурентов в первую строку своего эссе, но сравнивать четвёртую часть Forza я буду исключительно с её предшественницей. Так будет и логично, и справедливо, и плевать, что там подумают хейтеры. В конце концов, если вы нравитесь людям, то вы хороши, а если они вас ненавидят, то вы наверняка лучший.
Цифровой копии игры на сайте Xbox попросту не существует, но зато на вторичном рынке творится настоящее раздолье, поэтому проблем с приобретением старушки возникнуть не должно. Игра выпускалась и в виде Essentials Edition, и с многообещающей надписью Limited Collector’s Edition, частенько в предложениях продавцов можно увидеть жёлтые наклейки Bundle Copy, а для любителей всего самого эксклюзивного имеются даже Steelbook-версии, как вы уже поняли, в металлических коробочках. Доставшееся мне издание самое обычное, но в нём присутствует всё необходимое для получения многочасового удовольствия — куча автомобилей от известных производителей, русская озвучка, комментарии Джереми Кларксона из передачи Top Gear и целая Газель, набитая счастьем до отказа. Кстати, именно за Кларксона я выражаю дополнительный респект производителю, напомнившему мне о существовании этой замечательной передачи и сподвигшему пересмотреть пару десятков излюбленных серий, а в своём эссе я буду к месту и не совсем использовать самые яркие и запоминающиеся высказывания великого Джереми.
Начну же я с капли дёгтя, которая чуть было не загубила всю бочку мёда. Если вы играли в «Forza Motorsport 3», при первом включении четвёртая часть сразу обнаружит спрятавшийся на приставке сейв и предложит вам импортировать свой профиль, суля многочисленные плюшки и ватрушки. Я потратил на «тройку» где-то около ста семидесяти игровых часов, выбил все доступные на данный момент ачивки, а размер моего гаража вмещал около двух с половиной сотен авто самой разной ценовой категории. Конечно же, я согласился на импорт и стал ждать, потирая руки и мерзко хихикая при этом. Когда же процесс импорта (очень быстрый, кстати) завершился, я с негодованием обнаружил, что мой гараж в «четвёрке» пополнился всего-то десятком машин. Да, среди них были очень хорошие экземпляры вроде Peugeot Sport Total 908, но я-то расчитывал совсем на иной коленкор! Где мои двадцать пять Ferrari, где Aston Martin DBR9 с бортовым номером #007, где всё вот это вот?! К счастью, во время дальнейшего знакомства с игрой эксцессов подобного масштаба больше не возникло.
«С моей точки зрения, «Феррари» — это просто уменьшенная в масштабе копия господа Б*га, а «Феррари 355» — это перепелиное яичко, сдобренное превосходной сельдерейной солью и поданное к столу в пупке Джулии Робертс.» (Д. Кларксон)
Разработчики «Forza Motorsport 4» решили не скрывать своё влечение и восхищение Ferrari, вынеся одну из моделей всемирно известного производителя на обложку и всячески подчеркнув свою ангажированность красными бестиями внутри игры. Несколько ачивок прямо заточены именно на Ferrari (к примеру, нужно приобрести все доступные модели этого производителя в свой гараж), широко разрекламированный режим изучения автомобилей Autovista начинается с машины Ferrari 458 Italia, а количество доступных красавиц фирменного цвета поражает воображение. Помните фильм «Ford против Ferrari» (2019)? Здесь есть и такая ачивка, правда, получить её необходимо именно за рулём того самого Форда. А вот компании Porsche повезло в этом плане значительно меньше — автомобилей их производства в игре попросту нет, и появляются они лишь у счастливых обладателей соответствующего DLC.
«Простите, но владеть Aston Martin DB9 и не ездить на нем — это как если бы Кира Найтли оказалась в вашей постели, а вы бы отправились спать на кушетку. Если у вас есть хотя бы пол-мошонки, вы этого не допустите.» (Д. Кларксон)
Остановлюсь ненадолго на режиме Autovista, раз уж издатель решил акцентировать внимание покупателей на данной фишке. В нём вы можете изучить заинтересовавший вас автомобиль более подробно, открыть дверь и посидеть внутри, покрутить баранку и послушать фирменные язвительные комментарии Кларксона. Кстати, на русский язык их перевели лишь с помощью субтитров, но данное обстоятельство нельзя считать разрушающим атмосферу праздника, голос ведущего хорош именно в оригинале. Осмотр пациента можно делать и при помощи геймпада, и применив навыки повелителя Kinect.
«Убеждать людей, что скорость убивает и что надо затормозить, — всё равно, что бороться с законом тяготения. Мы торопимся не потому, что спешим, мы себя постоянно подстёгиваем потому, что только так чувствуем себя живыми.» (Д. Кларксон)
Да, в этой части разрабы решили прикрутить к проверенному временем и продажами симулятору ещё и поддержку Kinect, о чём прямо и недвусмысленно заявляется на обложке диска. Мало того, сама игра неустанно напоминает нам о наличии этой возможности при каждой загрузке, когда игроку предлагается или выбрать в качестве манипулятора геймпад, или взмахнуть рукой, задействовав Kinect. Я не преминул опробовать данную фишку в действии, но управление спортивным болидом вытянутыми вперёд руками в восторг меня не привело. Возможно, тот же беспроводной руль окажется куда интереснее, а автомобильные гонки на Kinect, с моей точки зрения, всё-таки совсем другой вид спорта.
«Многие автомобильные компании просто обожают говорить: «Это лучшая машина в своем классе». Что за чушь? Представляете, если я выйду и скажу: «У меня сифилис — лучшая из болезней, передающихся половым путём».» (Д. Кларксон)
Доступных для приобретения машин в игре предостаточно, от одного лишь списка производителей голова начинает кружиться в темпе баранки рулевого колеса на трассе Silverstone Racing. Тут есть и старички вроде BMW M1 1981 года, которые приведут своей узнаваемой внешностью в состояние экстаза возрастных игроков, которые рассматривали эти болиды ещё на вкладышах от турецкой жвачки Turbo. Также навалом достаточно современных и мощных авто, к примеру, на любимом кредитниками Ford Focus, только в модификации ST, я уже проехал не одну сотню километров по нарисованным извилистым дорогам. Есть совсем уж экзотичные для автогонок экземпляры типа Hummer H1 Alpha, имеются и бюджетные варианты вроде Kia cee’d, встречаются и малоизвестные мне марки вроде Mosler MT900S или Spyker C8 Laviolette LM85 — в общем, на разнообразие болидов грех жаловаться. Автомобили поделены на уже привычные любителю гонок классы, их можно и порой даже нужно модернизировать, а это уже отдельная статья удовольствия от созерцания.
«Когда они спорили, на что похож звук двигателя SLR, британские инженеры из McLaren говорили, что он звучит как истребитель Спитфайр. А немецкие инженеры из Mercedes отвечали: «Найн! Найн! Он звучит как Мессершмитт!». Все они были неправы. Он звучит как Бог Грома, прочищающий горло гвоздями!» (Д. Кларксон)
Многие трассы перекочевали в «четвёрку» из «тройки» практически без серьёзных изменений, лишь обретя дополнительный лоск. Как мне показалось, эта версия игры куда ярче и насыщеннее в плане визуального совершенства, нежели предшественница, но вполне возможно, что я просто протёр экран телевизора от накопившейся пыли. Добавились и новые трассы, в частности, та самая TopGear или швейцарская Berlinese Alps, а нарисованные ранее обзавелись дополнительными завитками и отрезками. И да, теперь можно даже поиграть в своеобразный боулинг, сбивая расставленные на пути кегли, или виртуальный слалом, проходя ворота из конусов и стараясь при этом показать неплохое время. А вот мои излюбленные медитативные «гонки на выживание» пошли под нож, видимо, мало было желающих тратить полтора часа реального времени на изнурительный рулёж.
«У тех россиян, которые могут себе позволить летать, есть личные самолеты. А те, которые не могут, сидят в глуши, варят брюкву и не теряют надежды, что в один прекрасный день смогут позволить себе купить машину, которая устарела на 45 лет, даже не успев покинуть стены чертового автосалона.» (Д. Кларксон)
Число противников на трассе возросло до одиннадцати, они стали злее и изворотливее, поэтому на мой взгляд играть стало труднее. Конечно же, никто не запрещает включить перед гонкой всех доступных помощников, превратив хороший симулятор в некое подобие рельсовой аркады, но стоит ли такая игра свеч? Ещё я обратил внимание, что в игре даже появилась возможность при особо неудачном входе в поворот перевернуть свой болид на крышу, что в предыдущей версии я так и не смог воплотить в жизнь. Некоторые автомобили стоят безумно дорого, поэтому общее прохождение игры, оцениваемое знатоками в двести с лишним часов, представляется вполне возможным и заслуженным.
«Одиночество часто окрашено в грязно-красный цвет: свет задних фар впереди едущего автомобиля отражается в капельках дождя на лобовом стекле.» (Стивен Кинг)
Игра вышла очень хорошей, почти прекрасной, в этом я уверен на все сто семьдесят восемь процентов. Небольшие недочёты и огрехи встречаются, но даже их воспринимаешь со стоическим спокойствием. Ну как, к примеру, можно сердиться на горе-локализаторов, которые сумму заработанных вами денег перевели как «авторы»? Да, в оригинале там использовалось слово «credits», но не в значении «авторы», а в значении «деньги»! Зато небо — какое там небо над трассами!.. Хочется порой просто остановиться и любоваться этим закатом или восходом, наплевав на то обстоятельство, что вас уже обогнал весь пелотон и вообще, небо ещё не видело такого позорного пацака как ты. Пожалуй, проеду-ка я ещё пару трасс, а вы присоединяйтесь. А если вы вдруг испытываете необъяснимую злобу по отношению к любителям видеоигр или лично ко мне, я спешу порадовать вас напоследок ещё одной цитатой Кларксона: «если у вас есть какие-то возражения против того, что мы делаем, то пожалуйста, во что бы то ни стало не стесняйтесь держать их при себе». Удачи вам, хорошие люди!
Моя оценка: 9 из 10