«Молодые и сильные выживут» (2020) сериал
«Тех, кто проснулся, мы называем «людьми». А тех кто нет — «народ».»
(фраза из сериала)
«— А я в детстве космонавтом стать хотел.
— И почему не стал?
— Не помню что-то.»
(цитата из сериала)
Попытки экранизировать фантастические романы современных писателей в российском кино предпринимаются регулярно и с переменным успехом. Многие режиссёры выросли на фантастике советской, когда отроки бороздили вселенную и бегала по улицам Москвы девочка Алиса в поисках миелофона, поэтому базис для создания собственного, актуального и концептуального видения у них имеется. Да и материала предостаточно, я навскидку могу назвать пару-тройку десятков отличных повестей и романов, экранизацию которых с удовольствием бы посмотрел. Говорите, бюджет такой картины получится запредельный? Можно попробовать его не пилить, в таком случае даже на сериал должно хватить. Ах, это совет из области фантастики? Понял, вычёркиваю.
Я действительно погорячился, съёмки масштабной космической оперы вроде «Лучшего экипажа Солнечной» Дивова или «Спектра» Лукьяненко действительно требует вложений уймы денег. А риск, что на выходе получится очередное «Притяжение», которое даже Евгений Баженов побрезгует рецензировать, остаётся очень высоким — налоги, откаты, ну вы же знаете Руса и этих русских. Поэтому любителям фантастики приходится довольствоваться потешными зомби-хоррорами и фильмами о постапокалипсисе, и вот вторые получаются на удивление удачными. Не все, но хоть некоторые, та же «Эпидемия» тому пример.
Для выбора места съёмок даже не придётся уезжать далеко из Москвы, фронтир тотальной разрухи в стране и головах народа проходит где-то на отметке сто первого километра от столицы в любом направлении. Даже город на Неве с некоторых пор ассоциируется в головах активных пользователей сети исключительно с расчленёнкой, вебкамом и прочей мякоткой, что уж говорить о суровых сибирских городах-миллионниках или горячих южных сборных солянках. Во время таких пленэров придётся внимательно следить за реквизитом и оборудованием, туземцы с удовольствием свиснут блестящую непонятную штуку у столичного раззявы, а при возникновении спорной ситуации без раздумий пробьют в табло слишком (по их мнению) умному оппоненту. Как вам такая трактовка мира Дикого Запада, мистер Фёст? Не перехотелось ещё нести кино в массы на бульваре Капуцинов и проспекте Мира?
Расслоение подавляющего большинства жителей современной России на три возрастные категории заметно невооружённым глазом, стоит лишь задаться целью и посмотреть повнимательнее. Не достигшие пока совершеннолетия граждане крайне податливы к любым проявлениям новизны и агитации, в погоне за лайками и хайпом они могут днём участвовать в постановочной фотосессии для ЕдРа, а вечером выйти на митинг в поддержку милахи-оппозиционера, побрызгавшись любимым парфюмом «Acqua Di Scoteca». Люди старше сорока заняты наведением порядка в собственной голове, им особо некогда вдумываться в политические дрязги и подковёрные баталии, да и желание публично отстаивать свою точку зрения отбито ещё лет двадцать назад, спасибо нашим девяностым. Активной остаётся возрастная группа условно от 16 до 40 лет, они ещё не разучились думать и уже имеют необходимый багаж опыта и знаний для принятия самостоятельных решений.
Представьте на минуту, что власть в стране попала в руки именно им, молодым и сильным? Нет больше престарелых генсеков, гниют в своих казармах верные псы режима, сожжены за ненадобностью ипотечные графики и нормы морали, не осталось даже назойливых воспоминаний о былых днях, а миром правят законы Безвременья и Пограничья. Быстрый и хитрый — значит выживешь, слабые и умные обречены. Этакий «Повелитель мух» общемирового масштаба, если угодно, только в руках сильных и независимых оказывается и власть, и правда, и даже припрятанное в подвале администрации атомное бомбуэ. «Цель оправдывает средства, давай Убивай, насилуй, клевещи, предавай!», — пел Егор Летов даже не помню сколько лет назад, и этот лозунг лейтмотивом пронизывает все четыре серии «Молодые и сильные выживут», который я не так давно посмотрел.
Население земного шара внезапно уснуло в полном составе, а потом проснулось, только вот количество пришедших в себя особей заметно поредело. Да и назвать очнувшихся от спячки проснувшимися язык не поворачивается, они находятся в какой-то полудрёме, повинуясь лишь основным инстинктам: добыть пропитание, убить соперника, размножиться, и repeat. Им только предстоит процесс осознания себя в этом изменившемся мире, возвращение памяти и социальных навыков, пока же они живут с чистого листа, ни о чём не сожалея. Все они в прошлой жизни были успешными, молодыми и активными, теперь окружающая их действительность больше похожа на сервер ММОРПГ, только ставка здесь не жизнь нарисованного из разноцветных пикселей персонажа, а их собственная, горячо любимая жизнь.
Вооружённые банды не пришедших покамест в себя «тупых» нагло грабят «проснувшихся» фермеров, которые уже смогли осознать, что в условиях Тотального Мирового Трындеца земледелие и скотоводство являются основным способом продлить своё существование. А где-то между этими двумя лагерями мечется отвергнутый Гош, который оказался чересчур умным и там, и там. Интеллект выше среднего и широчайший кругозор не являются конкурентным преимуществом с дикой среде, скорее наоборот, они напоминают красное пятно на спине куртки изгоя, чтобы удобнее было ловить его в перекрестье прицела.
Эта низкобюджетная постановка смогла меня удивить и даже в чём-то порадовать, за что огромное человеческое спасибо всем приложившим руку к созданию сериала. Олег Дивов заранее самоустранился от любых ассоциаций своей книги и экранизации, о чём сообщил отдельным постом в ЖЖ. Ну ещё бы, ограниченные финансы киноделов не позволили главному герою картины завести себе кавказскую овчарку, такого надругательства душа Мастера стерпеть не смогла. Да, в этом кино не стреляют по Москве из огромного самоходного миномёта (а хотелось бы на это посмотреть, правда ведь?), но зато по Калуге из самодельной «Катюши» пару раз бабахают от души. Также денег не хватило на «Хаммер» Гоша и на «Шилку» для заградительного поста, и что особенно обидно — куда-то улетучилась вся атмосфера спагетти-вестерна, которая в первоисточнике играла далеко не последнюю роль. В целом же сериал получился неплохим и даже интересным, тут есть над чем подумать и что обсудить. Просыпайтесь, мои дорогие, время творить свою жизнь!
Интересный факт
Сериал снят по мотивам романа Олега Дивова «Молодые и сильные выживут», второе название которого «Закон фронтира».
Моя оценка: 6 из 10