«Побег из Москвабада» (2015)
«Ты никогда не бывал в нашем городе светлом»
(строчка из песни о Москве)
«— Товарищ полковник! Скорее всего, задержанные снабжали документами целую сеть нелегалов. И судя по ценам, ими пользуется в основном криминал.
— Это не твоё дело, Ласточкина! С нашей стороны всё чисто? Документы у них в порядке?
— Да, они все граждане России.
— Всё, вопрос закрыт!»
(цитата из фильма)
Миграция определённой части населения в поисках лучших условий жизни воспринимается современным обществом как норма, причём во многих странах эта традиция насчитывает уже многие сотни лет. Все молодые люди прекрасно знают, что в соседнем городе и образование лучше, и цены ниже, и люди культурнее. Да и возможностей сделать головокружительную карьеру не в пример больше, чем в родном Козлограде или Нижнем Сволочке. Как бы ни парадоксально сейчас прозвучало моё заявление, они в своих убеждениях совершенно правы.
Ну вот чего они смогут добиться на родине? Мама и папа рядом, друзья тоже где-то неподалёку, связи и полезные знакомства никто не отменял. Отсутствие конкуренции порождает стагнацию и деградацию, а если ещё амбиции молодого дарования окажутся незначительно отличающимися от ноля, так тут вообще дело швах. То ли дело в другом обществе, где этого молодого искателя лучшей жизни никто не знает, да и вообще — даром он никому не сдался! Как ни странно, кушать хочется каждый день, так что волей-неволей приходится напрягать извилины и/или сухожилия, чтобы добыть себе пропитание. Стимулирует такой переезд саморазвитие личности? Чёрт побери, ещё как!
А если есть постоянный поток желающих покинуть отчий дом и попытать счастья на чужбине, значит будет и организованный бизнес по получению паспортов, устройству на работу и прочему обеспечению жизнедеятельности бывших земляков. Конечно же, к новоприбывшим будут относиться с плохо скрываемой ненавистью все подряд, от коренных жителей этих мест до переселенцев, которые совершили вояж чуть раньше.
Страх, суеверный и свербящий изнутри страх оказаться ненужным — вот что порождает эту ненависть. Отсюда и агрессия, и словесные унижения жертвы с целью возвеличить самого себя, и замашки «мытищенского барина». Ведь в любой момент ты сам можешь оказаться пакующим бусики и трусики в ожидании рейса в родную Мухосрань, причём билет запросто окажется в один конец. А возвращаться на качественно забытую родину побитой собакой очень не хочется, да и (sic!) там ты тоже окажешься в положении приезжего. Так себе перспективы, не находите?
Маша работает в московской миграционной службе, занимаясь отловом не имеющих паспорта переселенцев из Средней Азии. С барского плеча, начальство отряжает ей в помощь Хасана, который является этаким таджикским Павликом Морозовым. Хасан с лёгкостью сдаёт силовикам места скопления нелегалов, преследуя свою цель — вернуть таджиков на родину. Так и мечется по равнодушной Москве пара никому не нужных одиночеств, пытаясь решить свои проблемы за счёт других переселенцев, по большому счёту ничем от них самих не отличающихся.
Знаете, бывают такие картины, после которых задаёшь себе вопрос «а зачем я вообще это смотрел?» Нет, они вовсе не обязательно плохие, равно как и хорошими их назвать язык не поворачивается. Они просто никакие, бессмысленные и пожирающие часы вашей бесценной жизни. Могу ли я отнести картину «Побег из Москвабада» к таким фильмам? Могу, но лишь отчасти.
Фильм больше похож на невнятную болтовню девчонки, которая прожила первые в своей жизни две недели в Москве, а теперь делится сумбурными впечатлениями с развесившими уши землячками. Я понимаю, что для режиссёра это первый опыт в большом кино, поэтому намеренно обхожу стороной куда более точные и обидные для неё ассоциации. Игра актёров практически никакая, это уровень студенческой самодеятельности, даже большеглазой девчонке совсем не хочется верить и уж тем более сопереживать. Операторскую работу я даже упоминать не хочу, её нет. Смысл картины?.. Скорее всего, попытаться найти свежее объяснение творящейся на экране банальщине, только вот попытка оказалась провальной. Пожалуйста, не надо так больше.
Интересный факт
«Побег из Москвабада» — дебют Дарьи Полторацкой в полном метре.
Моя оценка: 4 из 10