«Тень и кость» (2021) сериал
«Всю жизнь я была одиночкой, при этом умудряясь никогда не оставаться одна.»
(фраза из сериала)
«— Всё вокруг — материя. Даже воздух или тени, невидимые простому глазу. Заклинатель способен разрезать материю, но только после долгих лет тренировок. Я пользуюсь этим в крайних случаях, как сегодня.
— Святые… И как мне теперь жить, зная, что на меня охотятся?
— Ты скоро привыкнешь.
— Но как они узнали обо мне?
— Твоё световое шоу в Каньоне было видно на много миль.»
(цитата из сериала)
К фильмам и сериалам, снятым на основе литературных произведений, я всегда относился двояко. С одной стороны, всегда очень интересно посмотреть на прочитанную историю со стороны. Ведь в момент чтения, все происходящие в книге события рисуются в наших головах лишь при помощи фантазии, а она у всех разная. Сравнить же свои представления с видением режиссёра и актёров, найти похожие моменты и поразиться отличиям — разве это не здорово? Особенно классно это должно срабатывать в случае с фантастикой, когда всё происходящее зиждется лишь на придуманных постулатах и законах неведомых миров, рождённых фантазией автора и вызвавших калейдоскоп отражений моей души.
С другой же стороны, разница в восприятии может достигать таких колоссальных значений, что зритель рискует вовсе не узнать знакомую книжку в предложенной создателями фильма картинке. Режиссёр может изменить цвет кожи героя в угоду общественному мнению, добавить в сюжет непонятных твистов или напротив, вычеркнуть к чертям пару-тройку сюжетных линий, которые показались ему излишними. Многие писатели, книги которых подверглись экранизации, сразу честно предупреждали своих фанатов, что эти фильмы следует воспринимать лишь в отрыве от книжного варианта. Этакий вариант из параллельной вселенной, который не нужно рассматривать в качестве аксиомы, иллюстрация фразы «мухи отдельно, котлеты отдельно».
Поэтому литературный источник, ставший основой для сериала «Тень и кость», я даже не стал пытаться прочесть. Моей целью был просмотр картины, а по первым отзывам фанатов книги становилось понятно, что киношники потоптались по костям героев произведения преизрядно, оставив лишь любовные рожки да магические ножки в угоду смотрибельности проекта. Вопрос выбора стал таков: прочитать книгу и затем плеваться от просмотра, или сразу включить сериал и поверить на слово режиссёру, выбрав его видение событий единственно верным. Времени на чтение у меня остаётся всё меньше, поэтому второй вариант победил вчистую.
Большая страна Равка разделена на две части Тенистым Каньоном, порождённым неведомой злой силой и являющимся средоточием ужасных монстров. Некоторые жители Равки с рождения обладают магическими способностями, которые помогают в разных жизненных ситуациях, и картограф Алина Старкова одна из таких магов. При переходе через Каньон у неё открываются способности Заклинательницы Солнца, которая, если верить древнему преданию, должна уничтожить Каньон, уничтожить монстров и объединить страну.
Должен признать, что моё решение не читать книгу было напрочь неверным. Если в первой серии я ещё что-то понимал и мог худо-бедно оценить происходящее, то в следующих эпизодах мой мозг разорвало, что твою Равку. Обилие неизвестных мне слов и выражений, большое количество героев, мотивы поступков которых я понимал лишь спустя какое-то время (или не понял до сих пор), внесли свои коррективы в общую картину сериала. Обычно в книгах авторы не бросают читателей в бурлящий водоворот событий с первых страниц, да и взять паузу, чтобы спокойно переосмыслить события, в бумажном варианте куда как проще.
В данном же случае, мешанина из непонятного сюжета, заурядной актёрской игры и в целом удовлетворительной картинки, вызывает лишь одну эмоцию — скуку. Эта восьмисерийная кат-сцена, возможно, понравится любителям фэнтези с закосом «под старину» или ценителям переплетённых любовных сцен, я же во многих моментах открыто зевал и переключал зрение на экран смартфона. Понять все загогулины сюжета мне не помогла даже статья на Вики, где всё расписано более чем подробно, чему я даже немножко рад. Пусть в моих воспоминаниях этот сериал останется красивой картинкой, в которой было что-то про любовь и магию, а ещё в ней были олень и равский Tsar! В общем, что-то вроде дизайнерской вазы — дорого, непонятно и по большому счёту нафиг не нужно.
Интересный факт
Ли Бардуго так объяснила возникновение Тенистого Каньона: «В большинстве фэнтези тьма является метафорической. Это просто способ сказать о зле: тьма опускается на землю, наступает темный век и т.д. Я хотела взять что-то образное и сделать это буквально. Итак, возник вопрос: а что, если тьма — это место? Что, если бы скрывающиеся там монстры были настоящими и более ужасными, чем все, что вы когда-либо могли себе представить под своей кроватью или за дверью туалета?»
Моя оценка: 7 из 10