«Одни из нас» (2023) сериал
«When you’re lost in the darkness, look for the light»
(слоган сериала)
«— Ибу Ратна, вы должны помочь нам предотвратить распространение этой заразы. Нам нужна вакцина или лекарство.
— Поймите, я всю свою жизнь посвятила изучению этой темы, и сейчас послушайте меня очень внимательно. От этого нет лекарства. И нет вакцины.
— Что же нам тогда делать?
— Бомбить. Начинайте бомбить, взорвите этот город и всех его жителей.»
(диалог из сериала)
Такой жанр, как триллер, давно и прочно вошёл в золотую классику синематографа. Множество зрителей по всему миру просто обожают «ужастики», когда ты, находясь в относительной безопасности, наблюдаешь за страшными вещами, творящимися на экране твоего телевизора. Я уверен, что основным критерием качественного триллера является максимальная реалистичность, когда зритель не в силах отличить, что является вымыслом создателей картины, а что просто нарезали из ежедневного выпуска новостей. Скажем, те же зомби — вам они не напоминают российских патриотов, марширующих в гнилых обносках мёртвых людей? Зрение и ум у них атрофированы, происходящее у них буквально под носом они не видят и не понимают, зато прекрасно слышат любой раздражающий их звук (к примеру, акцент) и незамедлительно бросаются на источник, дабы изорвать его в клочья в приступе неконтролируемой агрессии. Конечно, причина появления этих зомби на свет немножко другая, но я думаю, что лет через двадцать будет снято множество неплохих картин и про эту разновидность мерзости, дабы уберечь потомков от повторения зла. Пока же я предлагаю вам почитать моё мнение о недавно просмотренном сериале «Одни из нас», где причиной появления миллиардов зомби стал вроде как обычный гриб кордицепс, хоть и слегка мутировавший под воздействием глобального потепления климата. Сразу оговорюсь — в игру «The Last of Us», по мотивам которой снят сериал, я пока так и не сподобился поиграть, поэтому сравнений и противопоставлений картины и игры не будет совсем.
Подозреваю, что этот самый гриб кордицепс можно рассматривать, как абсолютное, идеальное оружие для массового уничтожения неугодного вида живых организмов, в данном случае людей. Конечно, с точки зрения самого гриба это никакой не геноцид, а напротив — создание приятного для всех участников действа биоценоза, в котором все приобретают дополнительные плюшки. Грибы неконтролируемо наращивают свой ареал присутствия по всей планете, бывшие же люди становятся физически сильнее, заводят новые знакомства с помощью грибницы (почти world wide web, не находите?), а ненужные атавизмы вроде ума или совести редуцируются напрочь. Инкубационный период после попадания гриба в организм настолько короткий (меньше суток), что им легко можно пренебречь, и способов быстро и качественно остановить распространение заразы в более-менее населённых районах не существует. Адгезивность и инвазивность гриба практически стопроцентные, ведь в кровоток его споры попадают или с базовыми продуктами питания вроде муки, или с помощью укуса разносчика, который сам менее суток тому назад ещё был просто человеком. Затем поражение центральной нервной системы, быстрый захват кордицепсом контроля над организмом и вуаля — новый разносчик уже на тропе войны, тщательно мониторит пространство в поисках свежей жертвы. Что можно противопоставить такому способу размножения? Разве что бомбардировки по площадям и убийство всех подряд, как советовала учёная мадам из сериала в диалоге, который я привёл в самом начале своего эссе. Да и то, уповать только лишь на массовые казни я бы не советовал, человечки могут и не согласиться с такой незавидной судьбой.
И да, как показано в сериале, многие люди не соглашаются с перспективой жить под пятой военной диктатуры FEDRA, где любое отклонение от устава незамедлительно карается смертью. Казалось бы, военные обо всём позаботились — думать или выбирать свой путь от людей не требуется, вместе они становятся сильнее и способны на нечто большее, нужно лишь беспрекословно выполнять приказы высшего разума и следовать к высшей цели. Чего ж им ещё, неблагодарным, нужно?! Ан нет, излишне самостоятельные и не растерявшие навыки мышления особи отрицают подобную диктатуру, не видя особой разницы между ней и грибным царством, организуют ячейки сопротивления и называют себя «Светлячками», неся хоть малую каплю света всем жаждущим и указывая им правильный путь.
Остальные же граждане, не попавшие ни в категорию «новых господ мира», ни в группу «пламенных революционеров», продолжают жить. Просто жить: есть, пить, спать, любить. Одинаково боятся и «щелкунов» (так называют организмы, чьё слияние с кордицепсом прошло успешно), и солдат FEDRA, на любое неповиновение мгновенно выпускающих смутьяну пулю в лоб, и «светлячков», контакт с которыми тоже запросто может привести к смерти. Человек быстро приспосабливается, так что даже непреходящий страх не в силах помешать этой извечной жажде жить. Некоторые из простых людей даже начинают немножко баловаться каннибализмом, лишь бы не умереть от голода, и новоявленные пастыри быстренько им (и самим себе) объясняют, что людоедство не так уж и плохо. Вот в этой вашей церкви, кстати, кусочки хлеба и вино после причастия что символизируют, тело вашего Б*га и кровь его? Ну вот, вы же там не морщитесь, так и тут — кушайте и не обляпайтесь, жизнь прекрасна, приятного аппетита.
Нашему же герою Джоэлу жизнь вовсе не кажется прекрасной или вообще необходимой, вот уже много лет он продолжает жить как бы по привычке. Жизнь, которую он любил, закончилась двадцать лет тому назад со смертью его дочери Сары, ставшей одной из первых жертв обезумевших от страха солдат FEDRA. Утром Джоэл с видимым трудом заставляет себя оторвать голову от подушки и отправиться на ненавистную работу, которую он выполняет с единственной целью — посильнее умотаться к вечеру. Мужчина берётся за любое занятие, где платят хоть какие-то деньги, он готов сжигать трупы людей, чистить канализацию и даже нарушать новый закон. Вечера же он неизменно проводит в компании с бутылкой самодельного пойла и пригоршней Oxy или других таблеток с похожим действием, лишь бы снизить тревогу, немножко расслабиться и поскорей провалиться в забытье без сновидений. Рядом с Джоэлом часто находится его подружка Тесс, но мужчина воспринимает её внимание как должное и не особо заморачивается на чувствах и желаниях самой женщины. Рядом она, под боком — хорошо, нету — скоро вернётся. Тесс для Джоэла не больше, чем удобная и хорошо знакомая вещь — так будет считать сам Джоэл ровно до того момента, пока Тесс не уйдёт из его жизни навсегда. Конечно же, потом он будет сильно переживать, строить самодельные башенки из камушков в память о боевой подруге и запрещать людям даже упоминать её имя в своём присутствии, дабы лишний раз не травмировать надорванные струны своей души. Спустя ещё немного времени Джоэл обретёт новый смысл существования, позабыв отодвинув на второй план и Сару, и Тесс — смешная и трогательная девчонка Элли станет для него этаким светлячком в путешествии души Джоэла по всем кругам ада.
Да уж, Элли на самом деле тот ещё подарочек судьбы. Само появление Элли на свет является загадкой, которую создатели сериала раскроют нам лишь к концу первого сезона (это же был только первый сезон, я надеюсь?), но внимание Марлин, лидерши «Светлячков», девчушка привлекла не только фактом рождения. Дело в том, что несколько недель тому назад Элли укусил «щелкун», но девочка не не спешит превращаться в кровожадное существо. Невосприимчивость к кордицепсу, врождённый иммунитет, источник материала для создания универсальной вакцины? Непонятно, поэтому Марлин решает переправить Элли в лабораторию «Светлячков» для проведения над ней опытов и последующего изготовления лекарства от гриба, а для выполнения этого задания она нанимает Джоэла и Тесс, являющихся опытными выживальщиками и умелыми контрабандистами. Джоэл уже давно вынашивал планы по вылазке в Вайоминг, где сгинул без вести его родной брат Томми, а лаборатория «Светлячков» находится не так уж и далеко от места его назначения, да и награда, обещанная за доставку девочки, его более чем устраивает. О способах, которыми будут добывать из девочки необходимую вакцину, Джоэл покамест не задумывается, ведь он простой пятидесятилетний мужик со средним интеллектом и больными коленями, да и Элли он воспринимает исключительно как карго. Путь предстоит неблизкий, поэтому троица наших героев отправляется незамедлительно.
Следует отметить, что сериал сразу же пленил моё сердце своими великолепными общими планами. Дело в том, что я просто обожаю шикарно снятые кадры дикой природы или фантастические пейзажи, и тут оператор картины отработал на все сто процентов. От морозных и снежных сцен на севере США реально хочется завернуться в плед и отхлебнуть горячего шоколада, а кадры из захваченных кордицепсом городов заставляют заворожённо уставиться в экран, получая удовольствие от каждой минуты просмотра. В погоне за классной картинкой, мне кажется, режиссёр часто вообще забывал про «щелкунов» и необходимость поддерживать в зрителе необходимый минимальный градус страха и отчаяния. Флешбеки в прошлое героев, с помощью которых нам объясняют непростой внутренний мир персонажей и их мотивы, тоже смотрятся на уровне, но показанное нам альтернативное будущее человечества (действие сериала, насколько я понял, происходит в 2023 году) выглядит просто бесподобно. Надеюсь, что подобранные мной кадры из фильма смогут хоть приблизительно передать вам невероятную внешнюю красоту этой картины, за которой, кстати, скрывается не такой уж и простой посыл.
«Какой, нафиг, посыл может быть в фильме про зомби?!», — возопят сейчас знатоки жанра, не желающие заглядывать в суть вещей чуть глубже, чем им разрешили здравый смысл и общественное мнение. Но жизнь, как известно, крайне несправедливая штука, и встречаются покамест люди, подобные вашему непокорному слуге, всюду ожидающие подвоха и задающие неудобные вопросы. Например: можно ли считать безопасной зону, где четырнадцатилетняя девочка всюду таскает с собой нож и без сожалений бьёт им любого, кто осмелится нарушить её зону комфорта? Действительно ли человечество, даже находясь на смертном одре, продолжит безжалостно убивать себе подобных ради лишних пары секунд собственного существования? Заслуживают ли люди спасения, или они ничуть не лучше (впрочем, ничуть и не хуже) этого самого гриба-паразита?
Обожаю картины, после просмотра которых хочется не побыстрее выкинуть увиденную чушь из головы, а тянет до хрипа обсуждать спорные моменты с маленькой группой единомышленников. Наверное, в «прекрасном» мире альтернативного будущего «The Last of Us» я бы погиб одним из первых. А может, как Джоэл, наплевал бы на панические атаки и скрипящие колени и отправился к чёрту на кулички помогать незнакомой мне девчушке дожить до следующего утра, и опять, и снова. Классный сериал, что уж скрывать, я влюблён в него по уши, такие эмоции от кино нечасто удаётся испытать. Я смеялся вместе с персонажами и нескладно подпевал им, я пугался «щелкунов» и солдат FEDRA, я осыпал проклятиями и искренне желал смерти гадким людишкам. Возможно, это был мой путь к свету. Продолжение сериала посмотрю обязательно, вживую, надеюсь, лицезреть не доведётся.
Интересный факт
Названия первой и последней серий первого сезона сериала составляют послание: «Когда ты теряешься во тьме, ищи свет».
Моя оценка: 9 из 10